Pravda.Info:  Главная  Новости  Форум  Ссылки  Бумажная версия  Контакты  О нас
   Протестное движение  Политика  Экономика  Общество  Компромат  Регионы
   Народные новости  Прислать новость
  • Регионы

  • В область нравственности и духовности - 2004.02.18


    О плане Хож-Ахмед Нухаева в России наверное знают только специалисты ФСБ и отдельные журналисты...

    А план действительно хороший. Я бы предложил Равилю Бухараеву изложить материал в форме, понятной для неисламской аудитории, примерно в такой последовательности :

    Мы перестали разговаривать друг с другом, а если и говорим, то ради того, чтобы настоять на своем, и не пытаясь понять точку зрения собеседника. Необходим диалог со всеми в Чечне и за ее пределами, кто делает ставку не на террор и насилие, а на глубокий анализ причин конфликта и на мирное его разрешение, что сегодня актуальней, чем когда бы то ни было.

    Как говорит сам Священный Коран, “говори с ними надлежащим образом” и “вот, тот, между кем и тобой была вражда, станет как бы лучшим другом твоим”: О вы, верующие! Избегайте частых подозрений, ибо некоторое подозрение есть грех. И не выслеживайте, и не злословьте друг о друге. Станет ли кто-нибудь из вас есть плоть своего умершего брата? Точно, это было бы отвратительно вам. И бойтесь Аллаха. Истинно, Аллах обращается к вам с состраданием, и Он Милосерд” (Сура Аль-Худжурат).

    Главная ценность этого плана прекращения страшной войны, отмеченная и Я. Гординым, — вывод чеченско-российской проблематики из политико-государственной терминологии в область нравственности и духовности. Говоря о возможном создании двух типов чеченского общества — в Северной и Южной Чечне, Хож-Ахмед Нухаев предлагает решение чеченского вопроса вне понятий государственной независимости, говоря, если я правильно его понимаю, о культурно-духовной независимости Южной Чечни от всякой исходящей из Москвы государственной идеологии. Соблюдение законности — один из важнейших вопросов, однако и он решаем, хотя, видимо, и не так, как пытались его решать в Чечне между двумя войнами в прокрустовом ложе фундаменталистской идеологии. Главная проблема — иерархическое устройство тейпового общества, где, видимо, существуют “старшие” и “младшие” тейпы; вопросы лидерства и соответственно имущественного расслоения, которое происходит среди людей независимо от того, в каком обществе они живут.

    В Чечне не было “золотого века” и до первого российского вторжения в XIX столетии. Но, повторяю, — при наличии доброй воли и национального согласия все эти проблемы могут, видимо, найти свое решение, если будут строиться на живой реальности народного страдания, а не на новых и старых мифах. Страшнее всего, когда миф находит на миф, но и в этой ситуации войну в Чечне необходимо остановить. Идея двух чеченских общественных образований плодотворна еще и тем, что в ее рамках в принципе решается и непременно возникающий вопрос налогообложения — главный и единственный вопрос всякого правового государства. Вне налогообложения не может существовать никакое общественное образование (я специально избегаю слова “государственное” в приложении к идее Южной Чечни), но, во-первых, при исламском устройстве проблемы внутреннего налога частично решаются сбором мусульманского налога Закаат, а во-вторых, налоговые потоки Южной Чечни могут по договоренности распределяться Северной Чечней или же, опять же по формальной договоренности, направляться в Северную Чечню лишь на бумаге, в реальности тотчас уходя на неотложные нужды самого южно-чеченского общества.

    Обращение Хож-Ахмеда Нухаева к чеченскому народу впервые за последние десять лет призывает чеченцев к единству не ради героического сопротивления, но ради гражданского мира, и потому во многом является беспрецедентным. Сколь бы долго ни продолжалось предложенное им или иное переходное состояние Чечни, мир стоит этого и для России, и для Чечни. Чеченцы чрезвычайно высоко ставят свой горный “кодекс чести”, и если они как единое целое действительно откажутся от превращения Чечни в плацдарм “западного рыночного” или “восточного исламского” фундаментализма, то верится, что они сделают все от них зависящее, чтобы исполнить это обещание. Что же касается “непримиримых”, то и это — внутричеченское дело, тем более что силой с “непримиримыми” все равно ничего нельзя поделать.

    Такое положение вещей позволит спасти лицо как Южной и Северной Чечне, так и российской государственной машине, и, вместо того чтобы пугать участью Чечни федеральные образования России, Москва на примере Чечни может проявить не словесное, но реальное уважение к желанию нерусских россиян жить так, как им представляется правильным, во всех сферах, не касающихся налогообложения и других общегосударственных вопросов. По существу, именно так, со своими обычаями и своими ежедневными проблемами, вполне предоставленные самим себе, живут сегодня в своих горах алтайцы, хакасы и десятки других народов России, на которые центральная власть не обращает практически никакого внимания, поскольку на их территории нет нефти или других крайне полезных для российских олигархов ископаемых. В горной Чечне нет нефти, почему бы не оставить ее в покое, если сами чеченцы захотят прочного и продолжительного мира? Увы, это один из многих риторических вопросов для сегодняшней России, которая до сих пор не имеет собственной национальной политики.

    Вопрос восстановления татарами латинского алфавита, на котором республика писала до 1940 года и на котором созданы, в частности, все стихи Мусы Джалиля, приводит московских политиков в священный ужас, природу которого они сами не в состоянии объяснить, потому что не верят не только тому, чего не понимают, но часто и самим себе. Среди всех бесконечных разговоров о демократии упускается из виду одно, но самое главное: демократия, в том числе и в вопросах федерализма, должна расти снизу в силу реальной необходимости, а не насаждаться сверху.

    Пока россияне будут с каким-то наследственным страхом относиться ко всему, что произносится не на русском языке, подозревая, что материнские языки десятков народов России существуют только для того, чтобы плести антирусские заговоры, сама постановка вопроса о праве народов на культурно-духовную автономию будет создавать проблемы. Уважать нужно другие народы не на словах, а на деле, и стараться посредством этого уважения получше узнать их ради всеобщего блага. На это, однако, требуется больше мужества, чем на обывательское неприятие всего якобы “чужого”.

    Не нужно бояться ни ислама, ни православия, ни национальных языков и обычаев: все религии восходят к Единому Богу и единым заповедям добра: слово “добро” непобедимо, даже если первоначально в ответ слышатся оскорбления и насмешки, и порукой этому духовная история человечества, которое еще живет и созидает, несмотря на всю страшную кровь, пролитую в прошлом и проливаемую сегодня. В нынешнем мире противостоят друг другу не народы и цивилизации, а подлинная вера и полное неверие. Именно так ответил в Риме на мой вопрос о том, что будет с миром после 11 сентября 2001 года, один из ведущих деятелей Ватикана кардинал Ратцингер.

    Те люди в исламе и христианстве, кто действительно верит сердцем, понимают, что бессмысленно бороться с жупелами, и главная борьба добра со злом идет в самой душе человека. Поэтому, что бы ни говорили мусульманские ортодоксы и фундаменталисты, пытающиеся любыми средствами присвоить себе ислам, Священный Коран в силу своей провозглашенной им самим универсальности обращен ко всем верующим Земли: “И если две стороны верующих вступают в распрю, примирите их; но если одна из них преступает закон против другой, боритесь против стороны, нарушающей закон, пока не возвратится она к закону Аллаха. Если она возвратится, тогда примирите их по справедливости и действуйте честно. Истинно, угодны Аллаху честные. Верующие, воистину, не иначе, как братья. Посему, установите мир между братьями и бойтесь Аллаха, дабы удостоиться милости. О вы верующие! Не допускайте, чтобы один народ осмеивал другой народ, который может быть лучше его… и не клевещите друг на друга, и не давайте кличек друг другу. Одно даже имя, означающее бесчестье, есть уже зло после того, как человек сделался верующим, и всякий, кто не кается в этом, творит зло” (Сура Аль-Худжурат, 49:10-12).

    Есть и второй ответ на вопрос, что же главное в этой дискуссии. Этот ответ связан с пониманием ислама как религии и мировоззрения Сама история ислама, сумевшего выкристаллизовать из всего античного наследия человечества и через арабские переводы и комментарии передать Европе то, что сейчас является основой “европейской цивилизации”, свидетельствует о том, что ислам — религия и философия поступательного развития, а не замкнутый круг соблюдения традиций “из Вечности в Вечность Слово кажется незначительным фактором в мире, где торжествует государственная и общественная ложь, но только Оно побеждает по-настоящему, завоевывая не жадные карманы, а сердца людей, и в этом — главный урок всех религий, венцом которых для всякого мусульманина является ислам …современная политика и ислам несовместимы …ислам, как это видно из его четырнадцативековой истории, как бы создает новое духовное человечество, подчиняющееся его универсальным духовным законам, уже частично заложенным в предыдущих Писаниях — Ветхом и Новом Завете.

    Но опасность для всякой религии, стремящейся из ужаса многоликой безнравственности к возврату в “святые времена прошлого”, заключается в том, что это прошлое, как правило, берется в отрыве от того реального контекста, в котором оно на деле происходило, и рассматривается на фоне мифов, имеющих гораздо более позднее происхождение. Что касается общинности, то для ислама главным мерилом общественной жизни является не внешняя схема общества, но справедливость его устройства.

    Ислам как Божественное Откровение был ниспослан ради создания новой общинной духовности, а не самого создания общинно-родового строя, который существовал на земле за многие века и тысячелетия до христианства и ислама и благополучно уживался именно с язычеством, регулируясь, в отсутствие общечеловеческих законов, главным образом законом кровной мести, единственным законом, который мог защитить права более слабого от посягательств более сильного.

    Если сильный знал, что его преступление не останется безнаказанным не только для него самого, но и для его потомства, такое знание хотя бы отчасти сдерживало “право силы”. “...религия заключается в том, что народ, идущий “по пути прямому” через Пространство и Время из Вечности в Вечность, ничего не изобретает, а только повторяет в каждом очередном жизненном цикле архетипы поведения, унаследованные “от первых поколений”.

    К этому нас обязывает Священный Коран: “Разве ждут они чего-либо другого, кроме пути первых поколений? Никогда не найдешь ты для пути Аллаха перемены! Никогда не найдешь ты для пути Аллаха изменения!” (35:43)”. Если общинность действительно является идеалом, что можно окончательно понять только после выяснения хотя бы нескольких чеченских же точек зрения по этому вопросу, почему бы не строить жизнь в соответствии с этим идеалом? Никто, кроме самих чеченцев, не вправе рассуждать на эту тему или давать рекомендации.

    Если бы общинное устройство древней Аравии являлось законченным идеалом, ни четыре первых праведных халифа, ни последующие Омейядские и Аббасидские халифы ислама, стоявшие гораздо ближе нас к истоку и практике Откровения, не сталкивались бы с проблемами государственного управления, без которого ислам никогда не стал бы цивилизацией, давшей миру великих математиков, астрономов, философов.

    В этом и загвоздка, призвавшая к жизни все законодательные школы суннитского и шиитского ислама, которые и возникли-то потому, что живая жизнь с ее миллионами непредсказуемых проблем вынуждала великих юристов и ученых ислама разрабатывать систему фактического приложения Откровения к реалиям жизни, и речь во всех этих усилиях шла вовсе не о модернизации или совершенствовании, прости Господи, самого Откровения, но об осмыслении и переосмыслении Его в естественно меняющихся условиях заложенной в природе мира общественной и государственной эволюции Если ислам не установил жестких рамок своего видения государства, это не означает, что ислам отрицает государство в пользу какого-то идеального общинного устройства.

    Просто ислам как универсальная религия признает, что всякий народ развивается по-разному (но именно развивается, а не стоит на месте), и поэтому он оставляет всякому народу право и возможность жить и развиваться в рамках того исторического общества, в котором этот народ посетило исламское Откровение.

    В год своего ухода Пророк уже видел перед собой Умму — Общину ислама, в которой принадлежность к роду-племени играла гораздо меньшую роль, чем принадлежность к исламу, законодательная справедливость которого одинаково распространялась на всех, независимо от родовых и племенных традиций. Сама история ислама, сумевшего выкристаллизовать из всего античного наследия человечества и через арабские переводы и комментарии передать Европе то, что сейчас является основой “европейской цивилизации”, свидетельствует о том, что ислам — религия и философия поступательного развития, а не замкнутый круг соблюдения традиций “из Вечности в Вечность.

    Величайший мусульманский историк XIV века, “отец социологии” Ибн Хальдун в своем бессмертном трактате “Мукаддима” показал, что государство, под которым он естественно для своего времени понимает династийную царственную власть, своим истоком имеет сознание группового единства (’асабийя), которое, по его мнению, и является важнейшей движущей силой исторического развития человеческих сообществ Ведомые силой группового чувства, человеческие сообщества создают собственные династии, которые, однако, по мере удаления от своего начала во времени все больше теряют свое изначальное групповое чувство и в конце концов забывают о своих истоках и переживают упадок.

    … ислам противопоставляется государству, а заповеди ислама — политике.

    Наверное, можно понять причины такого противопоставления в контексте сегодняшнего мира, когда мировая политика действительно лишилась последних остатков нравственности, а российское государство, при всех благих пожеланиях, не только не исполняет своего назначения, но даже не понимает его по-настоящему Категории государства и политики нельзя противопоставлять исламу.

    Ислам утверждался словом и проповедью, но никак не силой оружия как внутри Аравии, так и за ее пределами. Пророк по договору вошел в Мекку во главе десятитысячного войска сторонников, явив при этом величайший пример великодушия к поверженным врагам; никто из них не был казнен, и многие впоследствии стали известными мусульманами. Именно гражданский мир стал самой плодотворной почвой для распространения ислама во времена Пророка. Что же касается эпохи великих завоеваний, продолжавшейся в течение нескольких десятилетий после ухода Пророка, мир и благословения Аллаха да пребывают с ним, то и в ситуации победы, когда владения ислама простерлись от границ Китая до границ Франции, мусульмане никого не обращали в ислам насильно.

    Насильное обращение в ислам запрещено самим исламом: “В вере не должно быть принуждения”, гласит один из самых известных айятов Корана (Сура Аль-Бакара, 2:257). Кроме того, обращение в ислам в покоренных землях сужало налоговую базу мусульманского правительства, поскольку новообращенные переставали платить “налог за охрану против врагов”, или “джизью”, так что насильственное обращение было бы даже экономически невыгодно.

    После прихода арабов в Персию, Северную Африку и Испанию самым естественным образом стало образовываться мусульманское государство, сутью которого был Халифат. Первым мусульманам пришлось по необходимости учиться государственности, так как управлять новыми обширными территориями и способствовать их духовному и экономическому процветанию было невозможно без упорядочения сбора налогов, государственных чиновников и даже государственной бюрократии.

    Сила ислама в том, что он стремится объединить человечество духовной проповедью и нравственной философией, и если ислам — это Истина, то он, с помощью Всевышнего, не нуждается для убеждения в своей правоте в других орудиях, кроме Божественного слова и нравственного примера. Ислам, таким образом, в своей исторической реальности вовсе не закрепил традиционную общественную систему, а создал новую общность, в которой благородные традиции каждого племени переходили уже не в родовые, но в общественно-религиозные традиции уважения к старшим и родственной любви, причем ячейкой этого общества становилась семья и ее родственный круг, в идеале расширяющийся до всей мусульманской Уммы, в которую по мере ее роста входили и бывшие христиане, персы, иудеи, индусы, буддисты и, конечно, язычники...

    Ислам создал из отдельных родов и племен, даже говоривших на разных языках, целые слитные мусульманские народы, стремясь к объединению во имя Единства Аллаха всего земного человечества, и неудивительно, что именно те бедуинские племена Аравии и Северной Африки, которые вопреки всему сохранили общинно-родовой строй, были меньше всего приближены к исламу в том всеобъемлющем понимании, которое оставил нам в наследие Святой Пророк ислама: Когда наконец приходит свет, тьма исчезает быстро, какой бы вечной она ни казалась людям, — говорит Священный Коран.

    Василий Чухин

    вернуться на главную
     
  • Новости
  • 2021.04.28
    ПЕЧЕНЬ СТРАНЫ: почему "заводы смерти” должны стать “заводами жизни”.
    2021.02.26
    Рекордное число россиян не хочет видеть Путина президентом после 2024 года
    2021.02.12
    Антирейтинг Путина вырос до максимума за год
    2021.01.27
    Путин предупредил о конце цивилизации
    2021.01.19
    Навальный рассказал о "дворце Путина" за миллиард долларов
    2021.01.18
    Аспирант МГУ Мифтахов получил шесть лет колонии за поджог офиса "Единой России"
    2021.01.12
    На мебель для депутатов и сенаторов потратят 75,2 млн рублей
    2020.12.23
    Юристы увидели в материалах Навального основания для возбуждения уголовного дела об отравлении
    2020.12.18
    Недовольство россиян работой правительства достигло годового максимума
    2020.12.11
    Не зарегистрированных "иностранными агентами" россиян будут сажать на пять лет
    2020.12.04
    В России цены на продукты за год выросли на 14% из-за обвала рубля
    2020.11.09
    На аэродроме в Воронеже солдат-срочник расстрелял сослуживцев
    2020.11.06
    Бывший заместитель министра транспорта купил концерн "Калашников"
    2020.11.04
    России зафиксировали почти 20 тысяч новых случаев COVID-19
    2020.09.11
    Всему профсоюзному движению объявлена война


     
     
  • Статистика
  •    Rambler's Top100
      
  • Народные новости
  • 2019.02.12
    Ленинградку оштрафовали на 250 тысяч рублей за участие в "Марше материнского гнева"
    2017.11.19
    Появился московский "Домик для мам"
    2016.06.18
    Сталинградский тракторный (история и её конец)
    2016.05.03
    Как помочь ополчению в ДНР сегодня
    2013.04.25
    Автобус с Маннергеймом

  • Последние статьи
  • 2020.09.11
    Всему профсоюзному движению объявлена война
    2020.09.06
    Геленджик. Красногвардейская, 79. Для пострадавших жильцов обещали построить другой дом
    2020.08.25
    При нерешенном любом вопросе он и становится ключевым
    2020.08.11
    Тихановская драпанула "к детям" в Литву после взрывов польских звукосветовых гранат (видео)
    2020.08.09
    Повторно задержана глава штаба Тихановской и её доверенные лица (видео)
    2020.08.04
    Как господа Янишогло и Шерстов с разрешения Анапского горсуда Благовещенскую косу застраивали (фото)
    2020.07.31
    Задержанные в санатории под Минском силами КГБ вагнер-овцы имеют в своих рядах и снайпера
    2020.07.29
    Наймитов силовигархии, вагнер-овец выловили в Белоруссии при попытке дестабилизации (видео)
    2020.07.28
    Хабаровчане собирались призвать Русь к топору, но Дегтярёв оперативно изъял оружие
    2020.07.27
    Выловивших фэсба в Хабаровске пытались частично поймать господа в штатском (видео)
    2020.07.24
    Благовещенск восстанет против криминальной "вертикали" вслед за Хабаровском?
    2020.07.22
    Фаворитик Жириновского Дегтярёв сам не уйдёт, как и Путин
    2020.07.21
    После назначения Дегтярева два депутата вышли из местного отделения ЛДПР
    2020.07.20
    Арбитражный суд признал незаконной передачу в муниципальную собственность участков моря, прилегающих к архипо-осиповскому пляжу
    2020.07.18
    Новороссийцы VS "Порт Виктория": счёт 1:0 (видео)


    На главную   Протестное движение   Новости   Политика   Экономика   Общество   Компромат   Регионы   Форум
    A

    разработка Maxim Gurets | Copyright © 2016 PRAVDA.INFO