Спасительная для литературы жестокость критики -
2016.02.01
Автор:
Сергей Морозов
В критике важна подача. Не ругать нельзя - все ошибаемся. Из ошибок растет ругань. Из правды. Отказ от нее - крест на всем дальнейшем, путь в мир фантазий и иллюзий, в болото лжи. Зачем ругаем? Затем, чтоб были лучше. Для себя, для всех. Кто не поймет - дурак, нужны ли такие? Кто обидится, тот вообще не сознает, чем он занимается, эгоист, самовлюбленный идиот, который нигде и ни на что не сгодится. Его тоже в отвал. Если ж протрезвеет от собственного эгоизма, то пусть займется чем-нибудь другим, на другом месте принесет пользу. Станет вместо плохого писателя хорошим чиновником, инженером, рабочим, родителем. Раздавить мечту - жестоко? Но плодить графоманов - не жестокость ли по отношению к окружающим? Его место, это место того, кто мог бы быть лучше. Жалеем одного, губим всех. Арифметика душ обязательна. Надо только не бежать от своего ремесла. Никто не рад, открыв консервную банку, обнаружить там тухлятину. Почему с любым культурным продуктом должно быть также? Там отравление очевидно, отчего здесь его никто не видит? Отчего не сказать автору: ты что это, брат, делаешь? Нельзя. Грех. Нет, ну понятно, что хочется. И много на гвоздик этот повешено, а прежде всего собственное "Я". Но кто сказал, что "Я" - это главное? Дело - вот что важно. "Я" умрет, а дело останется. Семена упадут в землю и прорастут дальше и дальше, когда уж сеятелей нынешних не будет. И тогда станет ясно, что это были за посевы. Тогда и придет на ум вопрос о том, кто позволил расти сорняку, а таланту сгинуть в небытии. Отбрасывая критику, как разбор, как осуждение того, что сделано было плохо, во имя человечности, губим человека, потому что он всегда в будущем, потому что он должен быть выше и лучше. Потому что только преодолевающий себя он прекрасен.
|