И снова о современном рассказе -
2016.09.28
Автор:
Сергей Морозов
Прочитал сегодня пару современных рассказов, напишу подробнее как-нибудь позже, кто и что, пусть куропатки не подозревают о надвигающейся гибели. По сути - зарисовки. Но сколько всего понакручено, хлама, мусора ненужного совершенно. Центральной темы, линии нет. Вернее она есть, но надо искать под завалами. Обилие бытовых подробностей, пустопорожних разговоров, тупиковых ответвлений. Не все есть история - писал в свое время Риккерт. Это относится и к истории художественной. Не надо тащить туда все подряд, отбирать следует. Вот этого отбора и нет практически. Все включат все опишут - и куст ракиты над рекой, и соседа пьяного, и историю про то, как дед ездил в 21-м году в губчека. Много чего напихают, без смысла и соображения. В этом смысле поразительный контраст с каким-нибудь заморским рассказом для журнальчика в дорогу написанном. Там - ничего лишнего. могут завернуть, конечно, сюжет, но сыпать весь хлам бытовой на читателя не будут. Для этого есть романы. Рассказ - это как поцелуй, раз - и готово. Мимолетно и значимо. А тут человек на сорок страниц разводит такие турусы, будто всю Вселенную собрался описать. И все с видом многозначительным. В какой-то мере может быть весь этот вид многозначительно-надрывный от Казакова пошел. У того тоже, все молчат, говорят и живут многозначительно. Нытье. Последние рассказы совсем читать невозможно. А по сути каждый рассказ пшик. Вот Нагибин был мастер. Профессионал. Все у него как надо было прикручено. Но кто его помнит Нагибина? Я и то не дочитал, бросил на третьем томе собрания последнего, авторского. Но с другой стороны, как не бросить? Он штампует хорошие вещи одну за другой. Устаешь воспринимать. Хочется взять паузу, я вот и взял на год с лишком уже. Вроде все такое же, как и у этих современных известных, но четко, и не многозначительно, от того глубоко и убедительно. По мне так, чем в рассказе меньше шуму этого, панорамности, да детальности, тем лучше. Ну и конечно рассказ с каким-то секретиком должен быть. Вроде все видишь, а там еще есть, если присмотреться. В общем и тему даже могут найти для рассказа, а как расскажут, так хоть святых выноси, мелко, да толерантно. Все боятся чувства читательские поранить.
|