|
Рок-коммуна: взгляд назад и Ленинград - 2019.03.23
Вот и настала пора нам писать свои «ГрОб-хроники»… Рок-коммуна (название в пику рок-лабораториям, рок-клубам подчёркивает определённую идентичность) складывалась в Москве начала нулевых годов. Её вдохновителями и основателями стали «28 Гвардейцев Панфиловцев», а точнее то, что вокруг группы стало складываться в 2000-м году под патронажем и по инициативе лидера АКМ Сергея Удальцова. То что на корешках аудиокассет потом звучало как серия «Звуки АКМ». Команда сформировалась ещё до появления Авангарда Красной Молодёжи, во второй половине 90-х, но именно к их окончанию приобрела то звучание, которое можно считать эталоном Red metal. Однако подражание (больше уже вокальное) «Гражданской Обороне» оставалось, как и само существование в качестве разогревающего московские концерты ГО состава. Иван Баранов, певший в «Панфиловцах» на правах второго вокалиста (первым и основателем группы был Вячеслав Горбулин), вскоре создаёт совместно с Д.Чёрным «Эшелон». Примкнувший к «28 ГП» «Отход» (группа существует с 1991-го года, на тот момент пел в ней Чёрный), а за ним «Анклав» и «Разнузданные Волей» (группа Алексея Кольчугина, давнего друга Вячеслава Горбулина) составили тот костяк РК, который далее выступал уже самостоятельно, без привязки к ГО. По оргчасти помогали московские региональные товарищи из АКМ, СКМ, КПРФ. Первый в работе и творчестве, стартовый период, 2000-2002, можно назвать столичным, тогда это была именно Московская Рок-коммуна, о чём и говорилось на кассетах, дисках. Тогда РК заинтересовался Андрей Лошак с НТВ: попавший в репортаж о задержании Лимонова сотоварищи на Алтае фрагмент выступления «Эшелона» (правда, с бредовым комментарием: разжигают молодёжь радикальными лозунгами - Ленин, партия, ком-со-мол!, - но так «Концерт с ГО» оказался в вечерних новостях и новостях недели!) придал известности движению на старте, уже в 2001-м. В 2002-м осенью «Сборник радикальной альтернативной музыки» (СРАМ), по факту не являясь именно работой РК, вышедший ограниченным тиражом на лазерных дисках, зафиксировал творчество многих её участников, включая сольное – первый гитарист «Эшелона» Миша Рудин там спел гимн мизантропа «7 миллиардов» под грифом «Стела»... Концерт в завершение первомайской демонстрации от Октябрьской площади - Рок-Первомай 2002-го года, на котором выступают и «Эшелон» и «28 ГП», - проходит на площади Революции, напротив Большого театра и собирает около тысячи активных слушателей. В тот же день проходит и клубное выступление РК – в клубе завода «Каучук». Там, правда, выступают и правые команды, связанные с нацболами – «Гулаг» (Паша Григорьев) и Сантим. В рок-коммуне формируются и свои принципы, это не простая сумма групп с характерной для буржуазного рока «звёздной болезнью» – побеждают в РК принципы взаимовыручки в творчестве, лёгкий переход инструменталистов и вокалистов из состава в состав, обмен инструментами, отсутствие лидерства и индивидуальных амбиций, движение широким фронтом на общего врага - капитализм российский и мировой. На фото - Владимир, 2003-й год, перед выступлением в ДК в честь пятилетия СКМ РФ. Ставшие ежегодными осенние молодёжные марши серии «Антикапитализм» завершались всегда выступлением рок-коммуны и иногда неких пришлых хэдлайнеров вроде «Приключений Электроников» или «Наива», но на них мало оставалось актива. Уже к 2004-му году РК выходит за рамки Москвы, к ней примыкают «Рабочий квартал», «Левый марш» и «Мой пулемёт» из Тутаева, Рыбинска и Ярославля. Концерты РК проходят во Владимире, Воронеже, Минске, Ярославле. Коммунистическая, революционная, антифашистская, социально-прогрессивная направленность идейная, конечно, присутствовала в полном объёме не у всех подряд групп РК, что всегда рассматривалось как плюс, а не минус. Антибуржуазность, антисистемность (за революционную смену олигархической власти) – как пропуск, а далее уж хоть анархия, хоть нацбольство, врозь идти, но вместе бить. Например, «Анклав» и «Разнузданные Волей» (персонально, опять же, а не поголовно даже в собственных составах) больше симпатизировали НБП до того, как партию «запретили», и поныне дружат с другороссами. Пиком второго периода (2002-2006) работы РК можно считать альбом «Эшелона» ToTalitarism NOW (2004), который по линии АКМ и КПРФ широк распространялся в региональных организациях вместе с МР3-сборником РК в период 2005-2006. В 2004-м при участии ННТК рождается инициатива проведения Че-феста в день рождения Эрнесто Че Гевары, он проходил с участием РК четыре раза, чаще в клубе "Релакс". Крупное открытое выступление групп РК на «Антисаммите» в Ленинграде летом 2006-го года – «Разнузданные Волей», «Рабочий квартал», «Анклав» надолго запоминается левыми не только в РФ, но и антиглобалистами за её пределами. В мае того же года имелась возможность «Эшелон», «РВ» и «Анклав» свозить в Афины на Европейский социальный форум (там на бывшем аэродроме было несколько сцен для рок-коллективов), но по глупой причине рок-десант не удался (не было загранпаспортов у большинства коммунаров, включая Ивана Баранова). Вторая половина нулевых, третий период – то есть уже 2007-й год и дальнейшие годы, - характеризуются спадом активности РК. Даётся в марте 2006-го совместный концерт в клубе «Жесть» (и то инициированный проезжими польскими документалистами, которым нужно было подснять ужосов остатков тоталитаризма), где хэдлайнером был Вис Виталис – и затем как будто снова зима настала. Нет, и ранее были отельные, причём большие концерты «Анклава» и «РВ» - в клубе Б2, неоднократно – помогал Илья Кормильцев и его издательство «УльтраКультура» презентациями книг, к которым выступления групп РК так подходили – например, «Последний проклятый поэт» (о Моррисоне + его стихи). Но это было уже, скорее, одиночное плавание, без драйва рок-коммунарского. К 2011-му и второй состав «Эшелона» начинает распадаться – главным образом из-за идейного перерождения Ивана Баранова. Как раз-таки – в реакционерство, православие, монархизм, антикоммунизм. Об этом, как и обо всей РК тех боевых нулевых годов имеется роман-эшелон Д.Чёрного «Времявспять». Одним из последних крупных совместных концертов за вторую пятилетку нулевых становится презентация романа Д.Чёрного «Поэма Столицы» в Билингве, в мае 2008-го: «Анклав», Алексей Кольчугин (акустика), «Отход», Вис Виталис выступили лихо, но никто не догадался это выступление записать на видео… На фото справа - ЧЕ-фест 2009-го года, совместное исполнение панфиловской песни "Анархисты". Тот самый период, который не был отмечен частыми концертами и «антикапитализмами», однако, был богат на альбомные релизы – «Горло бредит бритвою», «Ветви и молнии» соответственно «Анклава» и «Разнузданных Волей», у последних ещё и сингл «Ветер в голове». Алексей Кольчугин выступает сольно, акустически в Москве с отделившимся от ДДТ Вадимом Курылёвым в тот же период. И к 2011-му РК приходит всё же весьма разрозненной, склонной звать себя рок-содружеством, рок-сопротивлением, но не изначально. Однако фестиваль Буревестник-2011, который можно считать анонсом «болотного периода» - на той самой Болотной, под памятником Репину, - состоялся в августе всё же силами всё того же Левого Фронта (в который влился АКМ), где играли даже сибиряки (Манагер) и ленинградцы (Электропартизаны), но ни один состав РК не выбрался на деревянные подмостки… «Анклав» тем временем к 2012-му завершает второй, концептуальный альбом «Борец против своего времени», а «Эшелон», потеряв на полпути Баранова, дописывает к концу 2013-го двойной альбом «Песни пьющих солнце». «Разнузданные Волей» ещё ранее коллег, в 2011-м дописали самый профессионально звучащий, но уходящий поэтому же далеко в арт-рок альбом «Взгляд на Солнце» - в названиях альбомов отражается суть боевых нулевых, устремления, дерзания и отчасти у некоторых и отчаяние. Волна протеста по поводу выборов в очередную Госдуру (и внутри него, протеста - стержень революционных настроений), восходившая постепенно к 2012-му и не осилившая бастионов слишком абстрактно ею воспринятой власти – стала спадать и под собой хоронить не только надежды, но зачастую и рок-музыкантов. На проспекте Сахарова, на январском митинге 2012-го, собравшем, как и на Первой Болотной около ста тысяч, включали перед ораторами «Вперёд и с песней» - хит дружественной РК группы «Солнце Лауры». И в том же году гибнет в автокатастрофе Димка Сидибу, в РК никогда со своим «Солнцем Лауры» не входивший, но с «Анклавом» не раз выступавший, любивший попеть «Страшно не умереть», гранжовую песню с альбома «Горло бредит бритвою» - ощущается всей рок-коммуной некий обрыв, начало нового этапа… Апатия «десятых», однако, не задавила рок-коммуну полностью. В том же 2012-м, например, «Анклав» даёт в Москве мощный концерт с «Союзом Созидающих». Но и негативные процессы, отражающие общественный разброд, идут. Костяк «Анклава», братья Махоркин и Барабанов-Онли - давно расходились в убеждениях по линии «христианство Барабанова/ницшеанство Махоркина», по той же почти причине, что и в «Эшелоне» (нарастающее христианство Баранова/воинствующий атеизм Чёрного), усугубившиеся православные искания Николая Барабанова (он гораздо раньше нашёл то, что искал Баранов) – доламывают группу. Из которой тотчас рождается «Банда Махоркина», в ней барабанит всё тот же, единый в некоторые периоды у «Анклава» и «Эшелона» Лёха Петухов, единственным вокалистом остаётся Егор Махоркин, а вторым по счёту басистом (на место внезапно умершего) приходит по рок-коммунарским традициям Д.Чёрный. На фото - 2008-й, клуб Билингва, золотая пора, презентация "Поэмы Столицы", настройка анклавцев, на клавишах Мария Разгонова (RIP). С новым вокалистом «Эшелона» В.Кяльгиным, «Бандой Махоркина», стрит-панками Klowns и рок-пролетарио, испанскими антифашистами Nucleo Terco РК даёт единственный за целую пятилетку почти концерт 9 мая 2015 года, от которого можно начинать отсчёт четвёртого периода работы и консолидации коммунаров-новобранцев. В зале было уже новое поколение левой молодёжи (Lenin Crew, артифа-панки ) – что печально заметили их заочные воспитатели с гитарами. Опираясь на почти исходные, исторические свои «костыли» (Банда и Эшелон), рок-коммуна выступает чаще акустически (программа Чёрного и Махоркина состоит из песен своих групп плюс любимых каверов - как в 2013-м в «Испанском лётчике» на выступлении в поддержку семей расстрелянных в Жанаозене рабочих, впервые на одной сцене с «Аркадием Коцем»), добредает до мая 2017-го. «Одесский реквием», антифашистский концерт в Rock House с участием Сергея Летова, Виса Виталиса, реперов из Одессы, придаёт новые силы, и уже через год эта же акция с участием «Строк и звуков» Александра Кубалова и пока устным, ораторским участием Константина Сёмина приобретает больший резонанс. А возрождённый Рок-Первомай с участием «Утра в тебе» в том же клубе, где проходило выступление с испанскими антифа-рокпролетариями Nucleo Terco – становится долгожданным и консолидирующим левых событием. РК снова набирает обороты потихоньку, концерты учащаются: осенью на 100-летии Комсомола выступают Константин Сёмин, «Утро», «Банда», «Эшелон» (некоторые альбомные песни там вообще впервые прозвучали). Всего лишь через месяц, в ноябре стартует ещё один консолидирующий рок-оппозицию проект – «Не пряча лиц», уже с участием «Аркадия Коца» и Александра Кубалова со своими Строками в московском клубе на Покровке, он собирает и ленинградских активистов ОКП. После концерта решено продолжить реализацию проекта «Не пряча лиц» в Ленинграде. 2019-й год начинается для РК акустическими выступлениями – в подмосковных Сьянах, бывших каменоломнях близ Горок Ленинских и в Рузской городской библиотеке. И вот, намечается первый в новом году электрический концерт – первый для обновлённого состава РК и «Эшелона» в городе трёх революций… Материалы по теме: Дмитрий Чёрный: Назад, к истокам рок-андеграунда - в каменоломни... Рок-коммуна в каменоломнях, делающая настоящий рок за чертой Города
|
|