Саакашвили все -
2013.10.28
Автор:
Борис Рожин
|
Вчера в Грузии окончательно завершилась эпоха Саакашвили. Фактически он проиграл еще на прошлых парламентских выборах, а выборы президента должны были лишь зафиксировать его политическую смерть. Что, собственно, вчера и случилось - последний из вождей, пришедших на волне цветных революций первой волны, потерял власть - теперь и формально. Как я и писал в прошлом году на тему поражения Саакашвили на выборах в парламент, история Саакашвили завершается вполне себе буднично, так как ныне он стал рудиментом давно ушедшей реальности. Его политической смерти давно ждали, и она была неизбежной. Поэтому никто особо и не удивился сокрушительной победе ставленника Иванишвили и жалким процентам ставленника Саакашвили. Эпоха закончилась - Саакашвили свое дело давно сделал, засим может уходить.
Нынешняя Грузия как жила, так и будет жить, теперь уже без каких-либо сверх-идей и сверхзадач. Нынешние заправилы грузинской политики, достаточно приземленные прагматики, чтобы всерьез мечтать о том, чтобы сделать из Грузии нечто, чем она не является и являться не может.
На фоне ослабления интереса США к происходящему в Грузии и экономический аспект отношений Грузии и России, потепление отношений неизбежно хотя бы из чисто меркантильных соображений. Как и Саакашвили, новый президент, конечно, не сможет совершить каких-либо экономических чудес или же отобрать у Россию Осетию и Абхазию. Скорее будущее нынешнего политического истеблишмента будет посвящено междоусобной борьбе и зачистке остатков наследия Саакашвили, сторонники которого сейчас напоминают армию без генерала. Самого же Саакашвили, весьма вероятно, попытаются посадить по той же схеме, по которой на Украине упекли в тюрьму Тимошенко.
Свою главную ошибку Саакашвили допустил, попавшись в капкан, который для него расставляла Россия. Поражение в войне, разрушило тот идеологический фундамент, на котором стоял его режим. Национальное унижение плюс утрата территорий резко разошлось с воинствующей националистической риторикой и ура-патриотизмом. И если многие были готовы ему простить и специфическую экономическую политику, и прессовку оппозиции, и даже убийства бывших коллег по "революции", то вот военной катастрофы и утраты надежд на возвращение утраченных территорий - простить было никак нельзя. Именно поэтому его рейтинг так резко упал за последние годы, чем и воспользовались всевозможные оппозиционеры, последовательно демонтировавшие режим Саакашвили. На этом цветные революции первой волны окончательно перешли в разряд политической истории.
|