Pravda.Info:  Главная  Новости  Форум  Ссылки  Бумажная версия  Контакты  О нас
   Протестное движение  Политика  Экономика  Общество  Компромат  Регионы
   Народные новости  Прислать новость
  • Общество

  • Женщины и дети Брестского гарнизона. Живая боль... - 2020.03.08

     Автор: А.Артузов

    Женщины и дети Брестского гарнизона. Живая боль...

    От многих из них остались лишь одна-две фотокарточки, зачастую плохого качества, из личного дела. Кому-то удалось, проявив героизм и стойкость, выжить и донести искру мести за убитых в Крепости родных и близких до самого Берлина. Вместе со своими отцами и мужьями они первыми приняли на себя весь удар немецкой военной машины уничтожения. Представьте себе хотя бы на миг, как это всё было - для них... Летнее тихое утро, на востоке начинается рассвет, поют птицы, дети спят - а через минуту шквал стали и свинца.

    Воспоминания Н.М. Контровской:

    "Я видела, какой героизм проявили воины-пограничники, бойцы и командиры 333-го стрелкового полка, защищая рубежи нашей социалистической Родины. Никогда мне не забыть пограничника, раненного пулеметной очередью в обе ноги. Когда я оказала ему помощь и женщины хотели унести его в укрытие, он запротестовал, просил передать лейтенанту Кижеватову, что он еще сможет, лежа у пулемета, бить фашистов. Его просьбу удовлетворили.

    Во второй половине дня 22 июня, когда на время стих ураганный артиллерийский огонь, мы из подвала увидели, что недалеко от помещения комендатуры среди груды развалин лежала Тоня Шульженко, и около ее трупа ползал сынишка. Мальчик находился в зоне постоянного обстрела. Никогда не забыть мне бойца, который спасал Диму. Он пополз за ребенком. Протянул руку, чтобы подтянуть мальчика к себе, да так и остался лежать... Потом двое раненых снова поползли к Диме, спасли его. Малыш был ранен. Мы его перевязали и передали сестре матери, Елене Захаровне Воробей, на руках у которой была Светочка Шульженко. Светочка умерла в крепости. Е.З. Воробей вместе с Димой были расстреляны фашистами осенью 1942 г."

    Женщины тяжело переживали смерть лейтенанта Николая Николаевича Полякова. Под вечер первого дня войны он был ранен в нижнюю челюсть. Женщины перевязали его лоскутом нижнего белья. Кровь остановить не удалось. Истекая кровью, Поляков расстреливал противника пока не потерял сознание. Товарищи по оружию решили перенести его в подвал к женщинам. По пути к лазарету он скончался. В период первого артиллерийского обстрела крепости погибли его мать Мария Михайловна и племянница Фадеева Валентина Александровна, третьеклассница. Они приехали к Н.Н. Полякову на период отпуска и школьных каникул из Ленинграда.

    Восемь других семей комсостава, проживавших у Тереспольских ворот, укрылись в помещении электростанции. Немцы обнаружили эту группу женщин и детей по плачу грудного ребенка. Всех погнали на берег реки Мухавец, на Западный остров, превратив пленных советских людей в заложников. Фашисты поставили перед ними условие: если группа немцев пойдет в крепость и не вернется, то они расстреляют 15 человек. В числе пленных была и 14-летняя Валя Зенкина - дочь Ивана Васильевича Зенкина, старшины музыкантского взвода 33-го инженерного полка.

    В.И. Зенкина (Сачковская) вспоминала:

    "Накануне войны я окончила седьмой класс 15-й средней школы г. Бреста. Вместе со мной учились воспитанники 333-го стрелкового полка Петя Клыпа, Коля Новиков, Петя Васильев и дети многих командиров, которые служили и жили в Брестской крепости. Наша квартира находилась в Тереспольской башне. А соседями были Нагановы, Мулины, Поповы, Маковы, Чекуровы, Кириговы, Мартисовские - всего восемь семей. С дочерью A.M. Кижеватова Нюрой мы были одногодки. Часто лазили на верхний этаж башни и оттуда любовались панорамой старинной крепости: ее обводными каналами, сооружениями, островами, рекой Буг. Бывали и у пограничников. Особенно нам нравилась их художественная самодеятельность.

    В период обстрела Тереспольской башни (утро 22 июня) два водонапорных бака пробило снарядами. Вода лилась с потолка на лестницу, стала затапливать нашу квартиру. Мы не понимали, в чем дело. Отец сказал: "Это война, дочка. Оденьтесь, спуститесь вниз, сюда летят осколки. А мне надо идти в полк». Молча погладил меня по голове. Так навсегда я рассталась с отцом. За гулом, грохотом и дымом мы не слышали и не увидели, как враги ворвались в помещение электростанции и стали впереди себя бросать гранаты с криками: "Рус, сдавайся!"

    Одна граната взорвалась рядом с электростанцией. Закричали дети, женщины. Нас выгнали на берег реки Мухавец Тут мы увидели лежащих на земле раненых красноармейцев. Над ними с автоматами стояли фашисты.

    Из окон казематов между Холмскими воротами и Тереспольской башней бойцы открыли огонь по фашистам, которые нас пленили. Но, увидев женщин и детей, прекратили стрельбу в нашу сторону.

    - Стреляйте, чего остановились? Фашисты нас все равно расстреляют! Стреляйте! - приподнявшись, кричал один из раненых красноармейцев.

    На моих глазах начали бить сапогами одного нашего раненого черноволосого бойца. Они кричали, оскорбляли, показывая жестами, что он еврей. Мне было очень жаль этого человека. Я вцепилась в фашиста и стала его оттаскивать.

    - Это грузин, это грузин, - повторяла я.

    Меня позвал офицер и на ломаном русском языке приказал идти в Цитадель и передать нашему командованию, чтобы гарнизон сдался в плен. Если не сдадутся, то будут уничтожены. Я хотела, чтобы со мной пошла мама, но ее не пустили.

    - Мать останется здесь. Ты должна вернуться сюда и передать нам ответ советского командования, - заявил он мне".

    Далее В.И. Зенкина вспоминает: "Затем слышу выстрел из подвала 333-го стрелкового полка и крики: "Валя! Ползи! Ползи сюда!", и я побежала к окну подвала. Кто-то подхватил меня на руки, поставил на пол. Бойцы были в касках, большей частью немецких, рядом с ними наше и немецкое оружие. Лейтенанта Кижеватова я привыкла видеть в форме пограничных войск, а теперь он был в пехотной. Все на меня смотрели молча, удивленно.

    - Почему ты разгуливаешь одна по крепости, где мама? - обратился ко мне Кижеватов. Я рассказала обо всем. Он привел меня в другой отсек подвала, посадил в углу. Там кто-то возле коптилки на газете вел счет наших раненых и убитых. Лейтенанты Кижеватов и Потапов стали расспрашивать, сколько я видела врагов у реки Мухавец, как они вооружены. А затем Потапов сказал: «Что видела у нас и слышала, забудь. Фашисты не должны об этом знать. Им передай, что в плен не сдадимся. Мы - советские воины".

    - Я не вернусь туда. Там, может, в живых уже никого нет, - заплакала я и подробно стала рассказывать, как фашисты расстреливали наших людей. Потапов выслушал и сказал:

    - Если так, то оставайся!

    И я осталась в крепости. Меня отправили в подвал, где в одном углу находились женщины и дети, в том числе Нюра Кижеватова, Нелли Михайлова, мои одноклассники - Петя Клыпа и Коля Новиков, а в другом - раненые".

    В подвале 333-го стрелкового полка находились подростки, воспитанники музыкантских взводов: Петя Васильев, Петя Котельников, Коля Новиков, Володя Измайлов, Петя Клыпа. Коля Новиков и Петя Клыпа по заданию лейтенанта Потапова пошли в разведку в Тереспольскую башню. В башню ребята не пробрались. Однако им удалось обнаружить склад оружия: пирамиды винтовок, пистолетов, ручных пулеметов и автоматов. Там же были ящики с патронами, гранаты и мины. За эти сведения лейтенант Потапов объявил ребятам благодарность. Под огнем врага бойцы перенесли оружие и патроны.

    Геройски вела себя и Нюра Кижеватова, которой было 14 лет. Смелая до отчаяния, она мало находилась в подвалах вместе с женщинами и детьми. Почти все время была в рядах защитников участка.

    Вечером наши бойцы освободили Тереспольскую башню, электростанцию. Лейтенант Потапов с пограничниками прорвались даже на остров, но вынуждены были вернуться назад. В этот вечер лейтенант Потапов от тяжелого ранения умер. Петя Клыпа, младший сержант И.А. Бугаков и другие бойцы ходили искать медикаменты. Еще принесли шоколадных конфет и рулон ткани.

    - Вот, если бы иголки и нитки сюда, то одежду можно сшить, - говорили женщины. На многих из них было только белье.

    - Я вас научу, как без иголки и нитки фасонное платье сшить, - пошутил Петя Клыпа. И тут же стал демонстрировать свои способности в портняжном деле. Оторвав метра два ткани, сделал в ней посредине дыру, набросил на голову, а отдельным узким шнурком от ткани подпоясался. Над выдумкой Пети от души посмеялись даже тяжелораненые. Через некоторое время новый фасон платья можно было видеть на многих женщинах.

    На второй день боев у защитников боеприпасы были на исходе. Посланный снова в разведку Петя Клыпа обнаружил в соседнем здании уцелевший склад боеприпасов, и бойцы под огнем врага принесли оттуда патроны, гранаты, пистолеты, пулеметы. Это был один из последних, найденных разведчиками склад.

    Еще несколько семей, в их числе: жена младшего лейтенанта, командира пулеметного взвода 333-го стрелкового полка Ивана Кузьмича Чикурова - Елизавета Никитична Мухачева, жена лейтенанта-пехотинца Алексея Федоровича Наганова - Анастасия Кондратьевна Морозюк, жившие в башне над Тереспольскими воротами, спрятались там. В течение первой половины 22 июня они находились в башне, а дальше оставаться было опасно. Ночью бойцы перевели их в подвалы казармы 333-го стрелкового полка к другим женщинам и детям. Елизавета Никитична Мухачева оказывала медицинскую помощь раненым, участвовала в доставке боеприпасов с воспитанниками музыкантского взвода.

    Сюда же под обстрелом врага, прижимаясь к стенам домов, прибежали Клава Михайлова с 15-летней Неллей и 12-летним Геной, Маша Зимина с дочерью Аллой. Они добрались до 3-й пограничной комендатуры и укрылись с другими семьями в подвале кирпичного здания комендатуры. В течение дня женщины и дети-подростки помогали раненым пограничникам, но из укрытия не выходили.

    23 июня наступление фашистов возобновилось с новой силой. Над крепостью снова стоял сплошной гул. Запасы продуктов иссякали, их пришлось экономить для раненых и детей, а с водой было еще хуже, запасы льда закончились. Под прицельным огнем пулеметов фашисты держали подходы к рекам Западному Бугу, Мухавцу и обводному каналу. Вода добывалась ценой жизни. Тяжелораненым и детям давали по два глотка, раненым - по одному, остальные терпеливо ждали. Раненых поступало все больше, перевязочных материалов не хватало.

    Но страшнее мук физических были муки душевные. Отрезанные от своих командиры и бойцы не знали, что происходит там, за кольцом вражеской блокады. Радиоприемник молчал или отзывался лающими голосами немецких дикторов.

    К концу второго дня обороны, когда казалось, что все стволы пулеметов и автоматов вот-вот расплавятся, когда, думалось, наступил предел человеческим силам, вдруг смолк гул орудий и самолетов, и в наступившей тишине над развалинами крепости разнеслась до боли родная песня:

    Расцветали яблони и груши,

    Поплыли туманы над рекой...

    Бойцы обрадованно закричали:

    - Наши идут!

    Матери целовали своих детей, но песня вдруг смолкла, и из бронированной машины, которую гитлеровцы подогнали поближе к крепости, вместо песен раздался призыв фашистов:

    - Доблестные защитники Брестской крепости! К вам обращается немецкое командование. Сдавайтесь! Гарантируем хорошее обращение. Сообщаем, что пал Минск. Через неделю доблестные войска фюрера будут в Москве. Требуем капитуляции гарнизона!

    С ненавистью выслушали защитники крепости этот призыв. Фашисты его передавали несколько раз. Никто не хотел даже думать о плене. Клава Михайлова подошла к лейтенанту А.М. Кижеватову и твердо попросила дать ей оружие погибших бойцов. И теперь в часы напряженного боя она заменяла выбывших из строя красноармейцев, с оружием в руках ложилась у окон подвала и вела огонь, бросала гранаты во врага. В минуты короткого затишья снова была среди женщин и раненых, помогала перевязывать раненых и ухаживать за ними.

    Через несколько дней защитники этого участка обороны Брестской крепости поняли, что уберечь женщин и детей они уже не смогут. Тем более, как стало известно, на Западном острове появились немецкие танки. И командование приняло решение отправить детей, жен, матерей в плен, чтобы сохранить им жизнь. Лейтенант A.M. Кижеватов собрал всех женщин и детей. Обращаясь к ним, он сказал: "Вы - жены командиров и знаете, что такое приказ. Положение наше безнадежное. Мы солдаты социалистической страны и наш долг - стоять насмерть. Вы - матери, и ваш святой долг перед Родиной - спасти детей. Это для вас наш приказ. Идите в плен. Да, придется многое перенести, перестрадать. Но это временное явление. Пройдет немного времени, и враг будет разбит. Это свершится! И тогда, где бы вы ни были, Родина найдет вас и поможет вам. Мы просим вас проявить мужество и большую любовь к жизни наших детей. После вашего отхода мы взорвем мост, чтобы преградить врагу путь в крепость".

    Отправляя женщин и детей в плен, он просил связаться с погранотрядом и передать, что они ждут подкрепления. "Постарайтесь выйти из окружения и примкнуть к частям Красной Армии" - сказала ему жена Екатерина Ивановна. Все были убеждены в скором окончании войны.

    - За меня не беспокойтесь. В плен я не попаду, - ответил Андрей Митрофанович. - Я буду бороться до последнего дыхания и даже тогда, когда в крепости не останется ни одного защитника.

    Он попрощался со своей матерью Анастасией Ивановной, женой и тремя детьми, Нюрой, Ваней и совсем крохотной Галочкой. Прощались с женщинами и детьми остальные воины. Мальчишки, воспитанники музыкантского взвода 333-го стрелкового полка заявили: "Мы тоже бойцы и останемся здесь". Как позже рассказал бывший старшина запаса М.И. Игнатюк, семнадцатилетний воспитанник музыкантского взвода Петр Васильев погиб во время боя в полковом клубе 27 июня 1941 г.

    Дважды предпринимались усилия вывести женщин и детей, но безрезультатно. Фашисты тут же их обнаруживали и начинали стрельбу.

    Валентина Ивановна Зенкина (Сачковская) с горечью вспоминала:

    "Мы вышли из подвала и пошли среди руин к Холмским воротам, через которые шла дорога к госпиталю, чтобы через этот участок пройти в ближайшую деревню близ крепости. Не удалось. Немцы нас обстреляли. Пришлось вернуться. После этого предприняли попытку выйти ночью и снова попали под интенсивный обстрел. Снова вернулись к защитникам.Тогда женщины и подростки, в том числе Петя Котельников и Володя Измайлов, взяв с собой детей и несколько наспех сооруженных носилок с тяжелоранеными бойцами, под белым флагом вышли из крепости и пошли навстречу врагу. Шли они на Западный остров по Тереспольскому мосту.Гитлеровцы продержали их несколько суток в переполненном лагере, наскоро организованном для гражданских лиц за крепостью в направлении Тересполя. Лагерь был огорожен в три ряда проволокой и находился на песчаном пустыре в поле. Маленьких детей матери вынесли в очень тяжелом состоянии. Петю Котельникова и Володю Измайлова отвели в группу раненых бойцов и погнали за реку Буг

    Выходя из лагеря, женщины увидели почти безлюдный город. Наталья Михайловна Контровская в воспоминаниях написала: "Женщины шли, опустив головы, но чувство человеческого достоинства и любви к своей Родине не потеряли, каждая думала об одном, как очистить нашу землю от врага. Все мы знали, что нам есть что защищать и во имя кого спасать Отчизну. Так рассуждали советские люди".


    Материалы по теме:

    "Европейские ценности" в письмах солдат вермахта с Восточного фронта

    "Если Европа сегодня свободна, так это благодаря Сталинграду и Сталину" 

    СССР протянул лордам пролетарскую руку помощи, но они вложили в неё змею 

    Мемориал на месте "Детской фабрики крови", устроенной нацистами в Белоруссии (фото)

    Как Хрущёв бандеровцев, власовцев и монархистов амнистировал накануне Съезда предателей

    вернуться на главную
     
  • Новости
  • 2020.11.09
    На аэродроме в Воронеже солдат-срочник расстрелял сослуживцев
    2020.11.06
    Бывший заместитель министра транспорта купил концерн "Калашников"
    2020.11.04
    России зафиксировали почти 20 тысяч новых случаев COVID-19
    2020.09.11
    Всему профсоюзному движению объявлена война
    2020.09.06
    Геленджик. Красногвардейская, 79. Для пострадавших жильцов обещали построить другой дом
    2020.09.04
    БАЗ: Давление на профсоюз и сокращение несогласных
    2020.09.02
    Когда слепой ведет слепого, происходит "умное голосование"
    2020.09.02
    На конкурсе упырей, и то место невыдающееся
    2020.09.01
    Ну о чем может поведать журналист с жизненным опытом цыпленка?
    2020.08.30
    Гарантия фальсификаций выборов
    2020.08.29
    Иск работники ЗиДа проиграли
    2020.08.29
    Такова звериная сущность капитализма!
    2020.08.26
    Питерский Метрострой - бастует!
    2020.08.26
    Уж чем можем: вернуть городу портрет его героя
    2020.08.26
    Распределение по труду. Это как?


     
     
  • Статистика
  •    Rambler's Top100
      
  • Народные новости
  • 2019.02.12
    Ленинградку оштрафовали на 250 тысяч рублей за участие в "Марше материнского гнева"
    2017.11.19
    Появился московский "Домик для мам"
    2016.06.18
    Сталинградский тракторный (история и её конец)
    2016.05.03
    Как помочь ополчению в ДНР сегодня
    2013.04.25
    Автобус с Маннергеймом

  • Последние статьи
  • 2020.09.11
    Всему профсоюзному движению объявлена война
    2020.09.06
    Геленджик. Красногвардейская, 79. Для пострадавших жильцов обещали построить другой дом
    2020.09.04
    БАЗ: Давление на профсоюз и сокращение несогласных
    2020.09.02
    Когда слепой ведет слепого, происходит "умное голосование"
    2020.09.02
    На конкурсе упырей, и то место невыдающееся
    2020.09.01
    Ну о чем может поведать журналист с жизненным опытом цыпленка?
    2020.08.30
    Гарантия фальсификаций выборов
    2020.08.29
    Иск работники ЗиДа проиграли
    2020.08.29
    Такова звериная сущность капитализма!
    2020.08.26
    Питерский Метрострой - бастует!
    2020.08.26
    Уж чем можем: вернуть городу портрет его героя
    2020.08.26
    Распределение по труду. Это как?
    2020.08.25
    Премия Дарвина уходит в Воронеж
    2020.08.25
    "Принять вызов". И немножко травы
    2020.08.25
    При нерешенном любом вопросе он и становится ключевым


    На главную   Протестное движение   Новости   Политика   Экономика   Общество   Компромат   Регионы   Форум
    A

    разработка Maxim Gurets | Copyright © 2016 PRAVDA.INFO