Протест "местечковый" - повод не пустячковый -
2008.02.21
Автор:
Михаил Рейнов
|
Уважаемые граждане, товарищи и господа! На одном из форумов я натолкнулся на одно очень интересное высказывание, в котором, как мне кажется, емко выражен ход мыслей подавляющего большинства наших сограждан. Это интересное своей емкостью и всеобщностью мнение я хотел бы представить вам. Помимо него я, уж простите, заодно привожу и свой ответ автору текста. Вот оно, это мнение:
"Убрать лужка? как вы себе это представляете? Он уберется только после смерти, наверно, и все равно, найдется новый лужок, как сейчас нашелся новый путин.
Неужели кто-то тут верит, что от нашего выбора что-то зависит? Что выбор человека пальцем в небо способен улучшить нашу жизнь? А я вот не верю. И если даже допустить до нашей власти честного инженера, например, всего такого доблестного и с чистыми идеями, он там переломится в очередного алчного чиновника, либо же его оттуда турнут, либо уберут другим способом.
И наша власть - все то отвратное, что есть в нашей власти, - это уже не сорнячок среди породистых полезных кустов, который вырвать легко, и все будет ок. Сорнячок этот давно уже блин пустил корни и вырос в толстенный баобаб, поглотив все человечное, что во власти когда-то было. Чтобы от этой черни избавиться, нужно вытравливать всех, как тараканов, не оставляя ни одной особи, ни единой. Сами понимаете, это утопия У нас в стране все давно уже продано , а что не продано - имеет ценник и продается, и продастся.
Выше - просто мое мнение. Никого не агитирую, ни на чем не настаиваю. Если кто-то докажет обратное, хорошо."
(Далее идет мой ответ)
По-моему, это важнейший пост в этой теме. В нем выражена самая главная проблема нашего общества -проблема "преодоления".
Вы задаете вопрос - как убрать Лужка? И приводите способ его решения: Надо вырвать с корнем толстенный баобаб, надо вытравить всю эту чернь, как тараканов, всех, не оставляя ни единой особи. Очевидно, что этот путь утопичен, вы это признаете и подчеркиваете. Но, что важнее всего, возможности других вариантов решения вы не допускаете.
А они есть! Несколько десятков лет назад перед жителями Запада стояла та же проблема, зло во власти тогда у них казалось таким же непобедимым, как сегодня у нас: так же и они тогда смотрели на наш революционный и постреволюционный опыты, на безумства революционеров иного рода -немецких национал-социалистов, и у них пропадало желание идти на баррикады. А ведь тогда у них, как сейчас у нас единственный шанс выйти из тупика виделся в радикальной встряске всего прогнившего общества -революции, казалось, что только она была способна выкорчевать баобаб зла, но увы, как показала практика, после изничтожения всех прежних тараканов радикальная революция приводит не в светлое будущее, а в колхозы и гулаг, которыми заправляют такие тараканы, что по сравнению с ними прежние кажутся милыми невинными кузнечиками. А если не в гулаг, то еще хуже -в фашистский концлагерь. И, тем не менее, европейцы нашли выход. Какой? Прежде всего, они правильно поняли сущность государства и власти. Нет никакого разросшегося баобаба зла, все это наша защитная иллюзия. Власть и государство такое, каковы его граждане, эту простую, избитую и древнюю истину усвоили европейцы много десятков лет тому назад. Почему вместо Лужка придет другой Лужок, такой же, если не хуже? (позвольте немножко развить Вашу мысль) Не потому что у этих тараканов все схвачено и куплено, а потому что почти любой из нас, получив место мэра Москвы, будет делать то же, что делал и делает сам Лужков. Мы это можем внутренне отрицать, мы можем быть убеждены в своей честности и неподкупности, но как только окажемся на троне дракона, мы превратимся в чудовище, это неизбежно, это закон. Увы, такова наша психология.
Вначале мы непременно захотим немножко благоустроить свои дела и, НЕ ВСТРЕТИВ СОПРОТИВЛЕНИЯ общества, подарим себе новую квартиру, построим для себя служебную дачу, отдохнем за счет государства на Канарах, в некоторой степени поможем своему бизнесу. Потом у нас возникнет жизненная необходимость в своих верных надежных людях, без поддержки которых усидеть во власти невозможно, а надежных людей надо кормить, значит, их бизнесу тоже надо будет помочь. Кто-то из своих людей, как и мы, непременно начнет злоупотреблять служебным положением, и его придется покрывать, потому что он свой надежный человек - наша необходимая опора. Потом наши жены (мужья) или дети захотят заняться "своим делом", и у нас не хватит силы характера им отказать, и мы дадим их фирмам выгодные госзаказы с завышенной стоимостью работ, или лучшие строительные подряды на выгодных условиях. Потом мы обнаружим, что достаточно серьезно погрязли в коррупции, остановить или умерить которую уже невозможно, мы увидим, что теперь зависим от своих же подчиненных нужных людей, ответственность за злоупотребления которых мы несем, от вышестоящего руководства, которому мы давали взятки и у которого уже достаточно на нас компромата. И мы поймем, что обратной дороги нет, что нам не остается ничего другого, как плыть, как все наши коллеги, вышестоящее начальство и подчиненные, в русле личного обогащения. Да, не забывая, конечно, и о нуждах вверенной нам территории, но свои интересы, вернее, интересы клана, мы уже должны будем ставить выше общественных. Так требует закон. Закон, продиктованный нашей же собственной природой. И мы возьмем под контроль нашего клана весь крупный бизнес, который исправно будет отстегивать нам мзду за данное ему право хозяйничать на рынке. И мы начнем разрабатывать откатные схемы, по которым будем спускать деньги, выделенные из госбюджета. Да, возможно, что за такие дела мы окажемся на ковре у Президента, который на нас немного поорет; придется потерпеть, все равно ничего страшного он нам не сделает, не уволит и не посадит - ведь он один из нас, он зависит от нас, поэтому он вынужден будет смириться, что его очередной благой нанотехнологический проект пробуксовывает по причине разворовывания выделенных средств. И в один прекрасный день мы посмотримся в зеркало, и увидим там пожилого лысого мужика в кепке. Все мы одинаковы.
Есть, конечно, исключения, которые не похожи на нас и не хотят следовать нашему закону, но наша Система их быстро выдавливает из власти.
Это означает, что добрая и справедливая власть является вымыслом и утопией. Такой власти никогда не было и не будет. Слишком ничтожно количество людей на земле, которые могли бы без принуждения, по собственной воле править справедливо и при этом адекватно и разумно. Раньше мы этого не понимали и дорого заплатили за свою наивность. Теперь понимаем, и безнадежно опускаем руки. А европейцы это тоже в свое время поняли, не в последнюю очередь благодаря нам -наглядному примеру, но рук не опустили, нашли способ вылезли из тупика. Признав, что всякая власть есть неизбежное зло, коренящееся в самой природе человека, они поняли, что похожа она на гопника-подростка, который будет издеваться над слабыми до тех пор, пока последние не соберутся в толпу и гуртом не одолеют обидчика. Объясняться с гопниками лучше всего на их родном языке силы, когда разговаривают руками и ногами, здесь эффективными инструментами воздействия являются не просьбы и увещевания, не мудрые книжки с добрыми примерами, а кастеты, мотоциклетные цепи, биты и армированные ботинки. После серии успешных воспитательных "бесед" этот гопник превращается в паиньку -он даже может стать хорошим другом некогда им притесняемых, и даже их верным и надежным защитником, подобно прирученной злой собаке.
И поняли европейцы, что злую по природе власть надо не столько постоянно свергать, сколько "строить". Они отказались от безнадежных поисков доброго царя (а мы все еще надеемся его найти), перестали они и поглядывать на продавцов светлого будущего. Вместо этого европейцы решили "прогнуть под себя" имеющуюся власть.
В этом между ними и нами принципиальная разница. Мы, сознательно или неосознанно рассуждаем так: Если какой-то функционер доставляет нам массу неприятностей тем, что ворует, притесняет и прочими способами злоупотребляет своим положением, то ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ облегчить наше существование - УБРАТЬ ЭТОГО ФУНКЦИОНЕРА. Все, только так, ДРУГИХ СПОСОБОВ УЛУЧШИТЬ СЕБЕ ЖИЗНЬ МЫ НЕ ВИДИМ. Потом мы начинаем анализировать -возможно ли этого клеща-функционера выдернуть, или нет. Чаще всего это настолько сложно, что кажется невозможным. А зачастую мы просто не видим ему хорошую замену и боимся, что преемник окажется еще хуже. Поэтому мы опускаем руки и безропотно продолжаем терпеть все его издевательства над нами. "Ну а что делать? Его же не сковырнуть, и заменить некем" -разводим мы опущенными руками.
Они же мыслят иначе. Да, они тоже считают, что функционера-негодяя следует убрать. Но это для них не самое главное -прежде всего, по их разумению, НЕОБХОДИМО ЗАСТАВИТЬ ЕГО ИСПРАВИТЬ совершенное им злодеяние - перестать воровать и вернуть украденное, перестать притеснять и возместить ущерб притесненным. И европейцев совершенно не парят вопросы -можно ли его сковырнуть, или нельзя, есть ли ему замена, или нет, любим ли он всеми как Папа Римский, или ненавидим, как Гитлер. Если он злоупотребил -его заставят отвечать. Понимаете, в чем разница? Мы знаем только один метод решения наших социальных проблем - убрать, заменить, уничтожить, наш главный лозунг "долой!". Они мыслят шире. Для них важнее заставить власть выполнить их требования. Не в постоянной смене царей видят они решение своих проблем.
Или же бывает так - нас в целом устраивает какой-то определенный деятель, но некоторые стороны его деятельности нам вредят. И нам приходится смириться с этим и терпеть, поскольку для нас поднять голос в защиту своих прав, это значит восстать, а восстать, значит потребовать головы правителя. Мы максималисты -для нас либо смирение, либо бессмысленный и беспощадный бунт, с гильотиной и поджогом господского дома. Но поскольку этот правитель в целом нас устраивает, то мы не можем против него восставать. А раз не можем восставать, то значит, придется терпеть некоторые его издевательства над нами. Например, по такому механизму мы терпим многочисленные злодеяния московской власти. Мы не можем выйти на улицу против них, поскольку это будет означать, что мы выйдем против Лужкова. Но мы не хотим идти против Лужкова, поскольку мы его поддерживаем, и поэтому сидим дома и терпим. А вот европейцев не парит вопрос - против они какого-нибудь мэра или за. Появились нарушения - ждите протестов.
Дефект нашего общественно-политического понятийного базиса отразился и на нашем отношении к оппозиции. Десять-двенадцать лет назад мы оказали высокое доверие коммунистам из КПРФ. Мы выбрали представителей этой партии в Думу, многих из них сделали губернаторами и вернулись к своей любимой печке, продолжать належивать наши драгоценные бока. Мы вверили решение своих проблем и борьбу с властью оппозиции, а сами отстранились. А ведь оппозиция это тоже люди - там нет сверхчеловеков, способных в одиночку биться с Кремлем, да и вообще, слабости там не меньше, чем среди обычных граждан, далеко не каждый оппозиционер может устоять перед соблазнами сладкой жизни в обмен на лояльность. В результате оппозиция, лишенная нашей поддержки и нашего над ней контроля не справилась, отчасти скурвившись, отчасти отступив перед превосходящем силой противником. И мы опять приуныли, разочаровались в возможности существования эффективной оппозиции и продолжаем заниматься нашим самым любимым делом -терпеть. А оппозиция не с неба спускается, она рождается в народе, и каково дерево, таковы и плоды. Не стоит ждать, что у вялого безынициативного народа, вдруг появится армия бойких спасителей отечества, которые и под Кремль не прогнуться, и о народе будут сами по себе заботиться день и ночь.
Нас до сих пор мертвой хваткой держит вирус средневековой новгородчины. Мы ставим над собой князя и вручаем себя в его руки. Мы терпим его издевательства до тех пор, пока они не достигнут своего верхнего предела, после чего, если есть возможность, меняем князя на нового и весь цикл начинается заново. В результате в нашем сознании до сих пор каждой глава района является в какой-то мере удельным князем, а каждый ему подчиненный районный начальник боярином. Зная только один подход -менять неугодного на кажущегося угодным, мы наблюдаем и терпим вереницу сменяющих друг друга правителей, ведущих себя совершенно одинаково -ворующих и злоупотребляющих, а на нужды народа плюющих. Видя, что замена новых на старых не помогает, и не зная других способов исправить положение, мы отчаиваемся и смиряемся с тем злом, которое кажется нам наименьшим. У них же предводители превратились в наемных менеджеров, к которым общество относится как начальство к подчиненным, держа их под постоянным контролем. Если чуть какое отклонение он допустит от установленных народом правил, его выходку не станут терпеть, а тут же заставить исправить. Прежде всего, заставят исправить, а потом уже уволят, если сочтут предводителя не способным удовлетворительно выполнять свои оплачиваемые обязанности. В результате их правители меняются гораздо чаще, чем наши князья, причем тамошний народ не прилагает особых усилий к свержению неугодных бургомистров вольных городов, они, правители меняются сами по себе, в процессе конкуренции, в непрерывном соревновании между собой выигрывает тот, кто лучше всего удовлетворяет требования своего шефа - народа.
Как проложить мост над пропастью, разделяющей нас и нормально развивающийся здоровый социум, его на Западе принято называть гражданским обществом? Беря пример с Европы - выползать на улицу по всяким частным вопросам, как-то -уплотнительная застройка, выявленные факты коррупции во власти, "реконструкция" парка отдыха с превращением его в платную развлекательную зону, как это произошло с заповедником "Царицыно", захват лесов и пляжей под коттеджное строительство. Выходить не с деструктивным желанием кого-нибудь свергнуть, а с конструктивными требованиями -отменить незаконную стройку, прекратить вырубку лесов, построить детский сад, расследовать обнаруженные злоупотребления в префектуре. Вылезать из нор и ради общих вопросов - ЖКХ, транспорт, спекулятивный рост цен на еду, ненавистное всем призывное рабство. Здесь, правда, без общественных организаторов не обойтись, но в них недостатка никогда не будет, предложение на рынке общественно-организаторских услуг огромное, а спроса почти никакого. И требовать не смены власти, а решения своих, частных или более-менее общих проблем. При таком подходе неудовлетворяющая требованиям населения власть сменится сама собой. Почему? Потому что столь уже сознательный народ не позволит провести такие выборы, где в Ингушетии "голосуют" 98 % избирателей, и все за "Единую Россию". Не станет он терпеть фарс, не примет он бюллетень без графы "против всех". Не выйдет при таком народе фокус со снятием неугодных кандидатов, а значит, не усидеть во власти неугодным народу функционерам. А еще быть солидарными с попавшими в неприятное положение (а часто и в беду) гражданами. Митингуют обманутые дольщики, а тебя этот лохотрон, к счастью, не коснулся? А ты все равно выйди, поддержи лишившихся своих квартир, постой вместе с ними, не отвалятся у тебя от этого ноги. Потому что сегодня ты поддержишь их, а завтра они придут в твой двор, поддержать тебя и твоих соседей в борьбе с застройщиком, вознамерившимся на месте вашей детской площадки построить очередной свой коммерческий небоскреб. Не надо брезговать услугами политических. Это люди грамотные, юридические подкованные, знающие, как правильно организовывать акции протеста. Без их оргучастия, например, жители Москвы не смогли бы добиться от властей приостановки точечного строительства.
По инерции подумаете, что это тоже утопия, что ничего такие народные сходы не изменят? О, нет, вот это уже не утопия, это - настоящая реальность.
Нет для нашей российской власти ничего страшнее народного схода. На политических не обращают никакого внимания, их бесцеремонно разгоняют, избивают, гноят в тюрьмах. Когда же собираются на улицу по каким-либо причинам неполитические граждане - поведение властей и милиции кардинально меняется. Никого не трогают, никого не бьют и не сажают. К собравшимся гражданам в обязательном порядке приезжают представители руководства, внимательно фиксируют все требования собравшихся, и очень часто в той или иной степени их удовлетворяют.
Именно таким образом всего-то какие-то пару тысяч пенсионеров Химок и Солнечногорска в январе 2005-го вернули прежние льготы всем пенсионерам московской области, включая самое для них главное -бесплатный проезд. Всего-то люди вышли и на короткое время перекрыли Ленинградку. Именно таким образом малочисленные граждане заставили мэрию приостановить точечное строительство по всей Москве. Они просто вышли в свои дворы и сломали заборы проводимых там точечных застроек. Вы можете себе представить, что с вами сделают свирепые охранники стройки, если вы один, в частном порядке, скажем, по пьяни решите тронуть их забор? Вначале вас изобьют так, что вы потом всю жизнь потом будете работать на лекарства, а после сдадут в милицию, где вас оставят суток на пятнадцать. А когда всего лишь несколько десятков местных жителей организованно ломали заборы, и милиция, и строительная охрана беспомощно стояли в сторонке и молча наблюдали. И ничего никому потом за это не было.
Вот, что значит народный сход. Больше всего власти боятся увидеть граждан на улице. Чтобы этого не произошло, они всеми возможными способами пытаются людям внушить, что всякая протестная деятельность организуется и направляется политическими аферистами и безумными фанатиками. Но, друзья, котлеты отдельно, и мухи отдельно, как любит говорить всеми нами глубочайше уважаемый Владимир Владимирович. Фанатики и политические проходимцы действительно рассматривают народные волнения исключительно как способ захвата власти, но, как показала новейшая история, на них никто не ведется, мудрый у нас народ потому что. А свои права отстаивать все равно надо. Поэтому не следует бояться "экстремистских" страшилок, а нужно выйти на улицу и показать властителям, что никакие они не князья, а обычные наемные работники. Если же какой-нибудь неадекватный фанатик призовет идти штурмом на Кремль, естественно, под его флагом, просто не обращать на него внимание и все дела. Зачем народу напрягаться, захватывая Кремль? Он сам капитулирует.
| |
|