Своим сегодняшним относительным благополучием население стран Запада обязано Советскому Союзу. Именно из-за необходимости противостоять СССР западная буржуазия была вынуждена поделиться с пролетариатом частью сверхприбылей и поднять уровень жизни основной массы населения. Пресловутый «средний класс» был создан с одной единственной целью – ослабить классовые противоречия и избежать социалистических революций. В результате на западе сформировалось общество потребления, продуктом которого стал человек с особым типом мировоззрения – потребитель.
Многим покажется странным, но в Советском Союзе (да и вообще во всем социалистическом блоке), несмотря на разницу в подходах, тоже шел процесс формирования общества потребления и, соответственно, потребителей, за исключением некоторых отличий.
Во-первых, на западе потребитель формировался в условиях дефицита денег, а в СССР – в условиях дефицита товаров. Дефицит товаров для потребителя служил буквально красной тряпкой: как это так, я хочу потреблять, и у меня есть для этого деньги, но нет возможности их потратить! Забавно, но те же люди при этом жаловались на низкие зарплаты.
Во-вторых, формирование общества потребления в Советском Союзе происходило в условиях наличия коммунистической идеологии, которая противоречила мелкобуржуазным по своей сути взглядам потребителя. Эти противоречия приводили к известной показухе и лицемерию в обществе. На партсобрании говорилось одно, а в реальной жизни делалось совсем иное. Какой там коммунизм, когда холодильника распределяют или дачные участки! Урвать же себе надо, пока возможность имеется. Даже если холодильник уже есть – все равно надо брать.
Подобные настроения привели к тому, что советские потребители с радостью восприняли как саму перестройку, так и разрушение всей советской системы. Конечно, ожидания многих не оправдались в 90-ые (некоторые даже захотели обратно), но зато нефтяные 2000-ые полностью реабилитировали общество потребления и завершили процесс формирования потребителей западного образца.
Сегодняшний потребитель считает, что все вокруг существует исключительно для удовлетворения его потребительских хотелок. К числу хотелок, безусловно, относится автомобиль, многокомнатная квартира, дача, отдых на мировых курортах и гипермаркеты с горами шмотья и еды. Причем «наесться» потребитель никогда не может. Одной машины сразу же становится мало, нужно еще сыну и жене по машине, а себе – более престижную марку. Дача уже тоже не устраивает, коттедж нужен, а после коттеджа особняк с бассейном. И чтоб в лесу и у воды и с площадкой для наблюдения за луной.
При этом потребитель не задумывается ни об источниках своего благополучия, ни о последствиях такого безудержного потребления. Он считает, что типа сам заработал, поэтому имеет право тратить, как ему хочется, а общество должно ему обеспечить для этого все условия. Иммигранты на положении рабов строят потребителю коттедж? Да пофиг, лишь бы подешевле и с балконом. Распродаем остатки советского наследия? Да какая разница, лишь бы потребитель мог иномарку себе купить. Потребителю вообще все равно, что будет завтра. Живи сегодняшним днем! Потребляй сегодня! У него и Родины то нет. Если тут все рушиться начнет, то он побежит в любую другую страну, где еще можно будет что-то попотреблять.
Но самое неприятное, что потребитель будет до конца цепляться за такой образ жизни. Какой нафиг социализм, если в нем не будет (какой ужас!!!) личных автомобилей и коттеджей? Нет уж! Лучше мы сожжем все ресурсы планеты ради того, чтобы сегодня постоять в пробке. Такую возможность может обеспечить только капитализм, поэтому потребители будут всеми силами его защищать. Парадокс заключается в том, что при этом сам капитализм и будет последовательно отнимать у основной массы потребителей сначала машинки, потом загородные домики, а потом и ипотечные квартирки. Тем не менее потребитель – это всегда мировоззренческий союзник капитала. С потребителями коммунизм не построить. Коммунизм можно построить только с коммунистами. Поэтому каждый человек, который считает себя коммунистом, должен уметь распознавать и контролировать свои потребительские наклонности. Мы не животные, мы не для того живем, чтобы жрать в три горла.