|
В Новосибирске решают, что делать с домом Янки Дягилевой (фото) - 2019.04.19 Автор: Георгий Вишневский
Дому, в котором жила новосибирская рок-певица и поэтесса Янка Дягилева, в этом году исполнилось 100 лет. Недавно появились слухи, что деревянное практически ветхое здание может быть снесено. Поклонники творчества Дягилевой и «Гражданской обороны» решили отстоять постройку и предложили мэрии Новосибирска разместить здесь музей сибирского панка. Но на звание музея есть другие претенденты, а в этом районе когда-нибудь должна появиться деловая застройка... В Новосибирске обсудили возможность перестройки дома панк-певицы и поэтессы Янки Дягилевой в музей или кафе. Общественники должны представить проект уже в ближайшее время, поскольку сроки внесения здания в реестр объектов культурного наследия скоро выйдут, и у участка определится зона охраны, на которой нельзя будет ничего строить. Деревянному дому на пересечении улиц Семьи Шамшиных и Ядринцевской, в котором в свое время жила исполнительница Янка Дягилева, присвоили статус выявленного объекта культурного наследия в апреле 2018 года. Это спасло его от сноса — здание находилось в аварийном состоянии, и сейчас, подчеркивают общественники, оно продолжает ветшать. «Дом разрушится, если с ним ничего не делать. Поэтому мы должны активизироваться, и дать зданию новую жизнь. История должна продолжаться, — отметил ректор Новосибирского открытого университета Роман Шамолин. — Пока мы рассматриваем, какие проекты можно сделать, а дальше будем обсуждать, что из этого будет интересно застройщикам, архитекторам, общественникам, мэрии». На дискуссии, посвященной вопросу переустройства дома, общественники предложили два варианта развития событий: сделать из дома музей сибирской панк-культуры и организовать в многоэтажке, построенной на месте этого дома, панк-рок-кафе с барельефом деревянного здания. Доцент кафедры архитектуры и реконструкции городской среды Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Анна Наволоцкая отметила, что можно подумать и над переносом здания в другое место. Вариант с панк-рок-кафе в жилом доме, по ее мнению, не представляется возможным, а барельеф деревянной избы на фасаде многоэтажки «даже неудобно обсуждать». О сомнительности соседства жителей новостройки и панк-сообщества высказался краевед и сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. «Там постоянно будут тусоваться и играть музыку — жителям это не понравится. Более того, все зарисуют граффити, потому что панки — народ неорганизованный. Среди них нет человека, который бы привел в порядок внутренности дома, содержал музей или кафе», — сказал Голодяев. По его мнению, сложно будет организовать в этом доме и музей, поскольку здание не привлекает туристов, даже несмотря на памятную доску. Новосибирский архитектор Игорь Поповский высказал предположение, что вокруг деревянного здания можно построить стеклянный саркофаг, но подчеркнул, что подобное идет вразрез с законодательством, поскольку с присуждением статуса объекта культурного наследия какая-либо постройка на территории здания будет запрещена. «Я рассматриваю совсем необычный вариант: в Нидерландах же сделали саркофаг над домом Петра I. Сделать бы стеклянную надстройку, внутри сам объект — законсервировать его таким, какой он есть. Тогда бы сохранилась суть и смысл, такая вещь бы стала артефактом общероссийского значения», — поделился Поповский. Подобный проект поддержал краевед Андрей Поздняков, который до этого занимался вопросом сохранения дома Янки Дягилевой. В дискуссии он привел пример построенный в советские годы дом-музей Фрунзе в Бишкеке, где внутри надстройки сохранили деревянное здание, в котором жил этот революционер и легендарный военачальник. Пока неизвестно, выделит ли департамент культуры, спорта и молодежной политики города деньги на проект какой-либо реконструкции, поскольку у муниципалитета дефицит бюджета, подчеркнул советник мэра Александр Ложкин. «Говорить о финансировании было бы безответственно. Есть важный аспект: Янка — персона общероссийского масштаба, и для развития проекта надо искать волонтеров, спонсоров. Если появится какое-то базовое не бюджетное финансирование, тогда будет гораздо проще разговаривать с областью, федеральным министерством культуры о том, чтобы привлекать бюджетные средства. Может быть, привожу неправильный пример, но сталинисты же собрали деньги на бюст Сталина, поэтому обязательно должна быть общественная инициатива», — отметил Ложкин. На дискуссии присутствовал собственник соседних участков и глава компании «СОЮЗ КЛС» Сергей Лобанов, который выразил готовность проинвестировать проект. «Все имеет срок службы, и если это не поддерживать, здание разрушится. Я заходил в этот дом, внутри стены в грибке, люди живут с зарплатой в 30 тыс. и не в состоянии поддерживать помещение. Сейчас важно сохранить артефакт, и я готов заплатить за то, что ценно для меня», — рассказал Лобанов, поддержав проект с барельефом здания. Ложкин указал, что подобное решение нереализуемо в таком же виде, а при проектировании нужно сохранить здание и учесть появление нового объекта, владелец которого возьмет на себя обязательство по финансированию сохранения дома Дягилевой. Он также отметил, что перестроить само здание в кафе по закону можно, хотя маленькая площадь дома и разграничение помещений может этому воспрепятствовать. «Вряд ли удастся вписать здание в новый объект, но сделать качественное соседство — точно возможно. Мы должны получить концепцию, которую бы приняла государственная инспекция по охране памятника и учла бы ее при разработке границ территорий памятника и регламентов зоны охраны памятника», — рассказал советник. Сейчас, в соответствии с Федеральным законом № 73 «Об объектах культурного наследия», проводится историко-культурная экспертиза, по результатам которой будет понятно, будет ли включен дом Дягилевой в реестр объектов культурного наследия. Решение о включении в реестр выявленного объекта культурного наследия должно быть принято не более чем через год. «Если сегодня будут утверждены границы, строить внутри будет нельзя, — упомянул Ложкин. — Еще вступает другое ограничение: вокруг объекта возникает защитная зона диаметром сто метров. В принципе, можно скорректировать и границы, и предмет охраны, но это достаточно непростая процедура». Яна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске в семье инженеров. По воспоминаниям современников, в детстве певица была скромной, замкнутой, но доброй. «С трёх лет я бегала в гости к Дягилевым, я играла у них на фортепьяно, меня всегда встречали там радушно. Янка тоже приходила к нам в гости, мы вместе играли в футбол», — вспоминает соседка Дягилевых Ольга. Яна окончила среднюю школу №42, сейчас это гимназия №1. Также она училась в музыкальной школе в классе фортепиано, но забросила обучение ради игры на гитаре. Ещё школьницей Яна писала стихи, но сохранилось незначительное число текстов. В 1984 году девушка поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, а на втором курсе бросила учёбу. В 1987 году Янка познакомилась с лидером омской группы «Гражданская оборона» Егором Летовым. Какое-то время они выступали вместе, девушка была в группе басисткой. В 1988 году певица записала собственный альбом «Не положено» и начала сольные выступления. В этот период было написано большинство знаменитых текстов Янки. Она начала выступать с концертами по всей Сибири, в том числе и в родном Новосибирске. Ольга также рассказывала, что в общении с уже ставшей известной соседкой не чувствовалось высокомерия. Наоборот, Дягилева по-прежнему заходила в гости, немного рассказывала о своей жизни. Казалось, что так будет всегда, но потом произошла трагедия. 9 мая 1991 года Яна ушла со своей дачи под Новосибирском, где была со своей семьёй, и не вернулась. Поиски в окрестностях ни к чему не привели. Тело девушки нашёл рыбак на реке Ине в районе станции «Издревая» спустя восемь дней. Точные причины смерти до сих пор неизвестны — по одной из версий, это было самоубийство, а по другой — несчастный случай. Янке было 24 года. «Последние мои воспоминания такие: в феврале я видела, как Яна скидывала снег с крыши. Потом помню, как она уехала на дачу. А потом всё. Ещё вспоминаю первый новосибирский концерт Янки, он был в Центральном парке, я, конечно же, пошла на него. Но он мне не понравился, оказалось, что рок-музыка — не моё. Но сейчас я слушаю некоторые песни Янки», — рассказала соседка. Кроме дома Дягилевой музейным хранилищем артефактов сибирских рокеров претендует стать другая квартира, в которой сейчас живёт лидер новосибирской группы «Путти» Александр Чиркин. Сам хозяин дома, который расположен по адресу улица Инская, 1, поддерживает такое предложение. «Дом расположен практически в центре, что удобно для публики. Здесь достаточно места, чтобы проводить концерты, а после них во дворе можно пожарить шашлык. То есть это может быть не просто музеем с плакатами, а местом для живого общения. Пока у нас проходят только акустические квартирники, но скоро появится профессиональное хорошее оборудование для настоящих концертов», — рассказал Чиркин. Из артефактов в доме пока концертные афиши, музыкальные инструменты, книги с биографиями рокеров, фотографии панков, в том числе и Янки Дягилевой. Чтобы организовать здесь настоящий музей, нужны серьёзные вложения в ремонт и обустройство инфраструктуры — пока нет даже нормального туалета. От редакции: Идея заключить деревянный дом Янки в саркофаг - ошибочна хотя бы потому, что дом будет продолжать разрушаться и внутри саркофага. И в конце концов превратится просто в груду серых деревяшек, в которой ничего не будет напоминать помещение, где к Янке приходило вдохновение, не останется и окон, из которых она смотрела на мир... Между тем, технологии реставрации памятников деревянного зодчества существуют, и успешно применяются - например, в соседнем Томске на проспекте вышеупомянутого товарища Фрунзе - можно даже поехать и посмотреть, всей делегацией мэрии и всероссийской панк-дипломатии. Проспект Фрунзе, дом 25 - прекрасно, образцово восстановлен дом, один из многочисленных памятников деревянного купеческого зодчества! Можно и внутрь зайти, и на второй этаж подняться: отреставрирован он с использоваием всё того же бруса, из которого строился, только нового. К тому же у замысла упрятать дом, как он есть, в саркофаг - есть и неизбежное ассоциативное поле, в которое желательно бы не попадать. Этот "арт-объект" будет похож на цинковый гроб с окошком, в котором хоронили Янку. Строить же на месте дома что-либо - тоже кощунство. Он должен быть просто очень грамотно и прочно отреставрирован для создания в нём музея, а уже за его пределами - концертной площадки и кафе (возможно, в формате барной стойки). На первом фото видно, что многоэтажки наступают на здание, и никаких компромиссов с застройщиками быть не может изначально. Ни пяди нашей исторической, поэтической земли им! Дом сперва надо сохранить и зарегистрировать в качестве памятника истории, какой он есть, а затем укрепить и подновить по томскому методу. Вот такой дом, с сохранённой мемориальной доской, будет притягателен не только для панков (кстати, к панк-культуре Янка имеет самое отдалённое отношение, её песни горадо выше даже того сибирского панка, что изобрёл Егор Летов), но и для поклонников русской поэзии ХХ века. А в доме-музее можно проводить "Дягилевские чтения". Дмитрий Чёрный, рок-коммуна, бас-гитарист "Эшелона"
|
|