Презумпция злонамеренности власти -
2010.12.11
Автор:
Илья Федосеев
|
Снова и снова любые разговоры о политике сводятся к известному участнику батумской демонстрации 1903 года. Как символ его, конечно, каждому вольно толковать по-своему, но всё же для ширнармасс он в большинстве случаев сводится к исконной русской мечте о добром (и одновременно - суровом и грозном) царе. Таком, чтобы нагибал бояр со страшной силой, а мужиков в обиду не давал.
Ну да, людям хочется честной власти. А как вообще можно этого добиться? Знаете, есть такой старый американский анекдот:
- Ваши соседи - честные люди? - Конечно, честные! - А зачем вам тогда этот револьвер? - Он поддерживает в них ещё большую честность.
Словом, хочешь, чтобы власть была честной - бери её за какую-нибудь выступающую часть тела и заставляй быть таковой. Но нороту на Руси это неинтересно, ему интересен добрый царь, который заставит бояр действовать в интересах мужиков. Почему заставит? Так ведь он же добрый!
Во избежание подобной ереси я предлагаю ввести такое понятие, как презумпция злонамеренности власти. Иначе говоря, надлежит считать, что любая власть действует в ущерб гражданам - до тех пор, пока не получены твёрдые гарантии обратного. Под гарантиями я, конечно, подразумеваю не словесные заверения (на них-то политики всегда щедры), а возможность для граждан держать власть под контролем и ограничивать её активность. Доверять соседям можно, но лишь тогда, когда у тебя под рукой заряженный револьвер.
Да-да, товарищи марксисты, я и сам сознаю, что в этом посте чертовски мало классового подхода. А что делать? Во-первых, мы живём в России, а во-вторых, как сказал не помню кто, нельзя снять трусы, не сняв брюк. Прежде чем наши ширнармассы смогут понимать марксистские термины, им для начала нужно усвоить хотя бы идеи Просвещения и Великой Французской Революции.
Сможем как-то обуздать власть (не нынешнюю, а вообще любую) - тогда уже можно будет приступать к следующему шагу.
|