|
Ломоносов и Пушкин. О типологической преемственности в лирике - 2016.06.06 Автор: Н.П.Большухина, кандидат филологических наук
Поставленные Ломоносовым и затем отозвавшиеся в творчестве Пушкина темы, никогда не рассматривались с точки зрения типологии литературной преемственности, выявления близости самих причин, вызвавших обращение к той или иной теме одного поэта и возвращение к этой теме, много лет спустя другого поэта. Прежде всего, необходимо выяснить, что обуславливает возможность проявления такой типологии? Давно принято утверждение Белинского, что “с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим”(5, 29). “Нужно ли говорить, - писал Белинский, - что это был человек великий и ознаменованный печатью гения? Все это истина несомненная. Нужно ли доказывать, что он дал направление, хотя и временное, нашему языку и нашей литературе?” (Там же). Направление это - “подражание”, учеба у Запада, восприятие и освоение культурных достижений Нового времени, эпохи Возрождения и Просвещения. Гениальным завершителем этого “временного направления”, этого ученического периода и одновременно основателем самобытной русской литературы стал, также по общепринятому мнению, Пушкин. Итак, общее дело (литература), принадлежность к одной эпохе (Новое время) и одному периоду (ученичество), ведущая роль (великий человек, гений) и стали основой для рассмотрения типологии литературной преемственности между Ломоносовым и Пушкиным. Петровские социально-политические, экономические и культурные преобразования создали почву для появления новой русской литературы. Но “должен был появиться новый гений... должен был возникнуть индивидуум в сфере поэзии, с именем, - автор, поэт... Этот индивидуум, этот гений был Ломоносов”, - писал К.С. Аксаков. (6, 53-54) - “Но может быть скажут, что Кантемир был прежде Ломоносова, - добавляет К.С. Аксаков, но Кантемир не имел никакого значения” (Там же). К.С. Аксаков был не прав, что Кантемир не имел никакого значения и что произведения его не были “запечатлены его личностью”. Кантемир, как и Тредиаковский, был и личностью и поэтом, и пришли они раньше Ломоносова, но они не были великими людьми, не были гениями. И что еще верно подметил К.С. Аксаков: “Самое то, что он (Кантемир. - Н.Б.) известен как сатирик, свидетельствует его отрицательное отношение к русской литературе” (Там же). Итак, Ломоносов - индивидуум и гений, и, кроме того, не сатирик, и это позволило ему занять место первого русского поэта Нового времени. Переход к Новому времени с точки зрения философии характеризуется достаточно противоречиво: в это время происходит открытие ценности жизни, творчества, искусства, ценности личности и ее огромных возможностей, бурное развитие наук. Однако: “...Все мышление после средних веков есть либерализм и гуманизм, как вся социально-экономическая жизнь этих веков основана на отъединенном индивидуализме, т.е. оказывается машинной культурой, так миф о всемогуществе знания есть всецело буржуазный миф. Это сфера либерального мышления, чисто капиталистический и мещански буржуазный принцип”, - очень сурово заметил замечательный русский философ А.Ф. Лосев (15, 501). Но в такой ли “чистоте” проявлялся этот принцип в России? Как его исправляла жизнь? Конечно, Ломоносов как личность, прежде всего возрожденческая личность - Герой, Титан. Личность Пушкина также гуманистическая, но более поздняя, гармоничная личность - “мера всех вещей”. И тот и другой являются в Россию “западноевропейскими субъектами”. “Западноевропейский субъект отнюдь не против объективности... он всецело за эту объективность, но только мыслит ее принципиально ощутимой, принципиально соизмеримой с человеческим существом” (14, 184). В центре внимания литературы переходного периода к Новому времени была проблема личности. Главным в соотношении человека и мира был человек, воспринимающий мир, и потому, естественно, что основным жанром эпохи становится лирика, в которой всего прямее и непосредственнее находит свое выражение личностное начало. Ломоносов - лирик. Но давно замечено и принято учеными и критиками, что сущность лирического в поэзии Ломоносова - “восторг”. Ломоносов испытывает “восторг” перед миром (“Восторг внезапный ум пленил...”). Восторг, присущий западноевропейскому субъекту Нового времени, как определил А.Ф. Лосев, исходит из “абстрактного” абсолюта и человеческого субъекта, на который перенесены все объективные ценности” (14, 192). Он означает приятие в единой и нераздельной точке себя и всего иного, кроме себя, так, что видно, как из этой точки впоследствии получается путем насильственного расчленения “я” и “не я” (14,191). Такой “восторг” “культивировался как раз в эпоху всеобщей секуляризации” (Там же). Произведения, созданные под воздействием такого “восторга”, “останутся вечным ферментом, вечной бодрящей силой всего благородного и прекрасного в человеке, всего подлинно божественного и подлинно человеческого, живой красоты, ума, мудрого рассуждения, интимной проникновенности и глубины” (14,194). Отсюда становится объяснимым и понятным солнечный характер творчества Ломоносова. Ломоносовский восторг означал приятие мира. Это подтверждает и ученый, исследовавший его мировоззрение: “Философским воззрениям Ломоносова присуще гармоническое восприятие мира” (10, 211). “Целостное мировоззрение Ломоносова по ряду черт близко стихийной диалектике, однако оно обладает спецификой - в нем меньше учитывается существование различных уровней организаций, особенно поляризации структур единого целого, роль противоположных начал” (Там же, 212). Пушкин также по преимуществу лирик, во всяком случае, в том своем лике, который завершил период русской лирики, начатый Ломоносовым. Пушкин также приемлет мир, и это наилучшим образом показал Белинский: “Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании всегда тихо и кротко, не смотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно... Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением” (5, 405). Ломоносов и Пушкин лирики, как понимал лирику еще один русский гуманист - Вячеслав Иванов: “Задача и назначение лирики - быть силою устроительной, благовестительницей и повелительницей строя. Ее верховный закон - гармония, каждый разлад должна она разрешить в созвучие” (11, 78). Но такою в полной мере лирика стала лишь в творчестве Пушкина, а в творчестве Ломоносова лирика только зарождалась. И Пушкин точно осознал суть различия: “Свобода? в слоге, в расположении, - но какая же свобода в слоге Ломоносова и какого плана требовать в торжественной оде?” ... “ Нет, решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силах произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии)”. Пушкин предпочитал вдохновение: “Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует” (3, VII, 40). Как собственно лирическое, художественное качество, добавим мы. И все же присутствие радостного, торжественного, жизнеутверждающего начала характерно для лирики обоих поэтов. Это отметил еще Вяземский: “При громах полтавской победы совершилось наше неоспоримое водворение в семейство европейское. Сии громы торжественные, победные молебствия отозвались в поэзии нашей и дали ей направление. Торжественные оды были плодами сего воинственного вдохновения. Напряжение лирического восторга сделалось общим характером нашей поэзии” (9, 191). “Лирическое, торжественное, хвалебное направление, данное поэзии нашей не изменилось совершенно и в новейшие времена ... Торжественность, на которую настроена лира Ломоносова... отзывается и в лире самого Пушкина” (9, 192). Толчок, который был дан в Петровскую эпоху развитию России, питал исторический оптимизм, как Ломоносова, так и Пушкина. И обязанности, которые Ломоносов и Пушкин наложили на себя как на сподвижников “дела Петра” - дела просвещения России - в значительной степени определили национальный, народный масштаб лирического “я” этих поэтов. В похвальных одах Ломоносов, воспевая славное прошлое, настоящее и будущее России, излагал программу ее прогрессивного развития. Тема России - “возлюбленной матери” - стала главной в лирике Ломоносова. И великолепным памятником “делу Петра”, и в огромной степени Ломоносову, стало вступление к поэме “Медный всадник” Пушкина - гимн прекрасной и могучей, устремленной в будущее России. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия... (3, 377) И в других произведениях Пушкина в “Полтаве”, в стихотворениях: “Перед гробницею святой” (1831), “Клеветникам России» (1831), “Бородинская годовщина” (1831) - тема государственной мощи России, ее устремленности в будущее, также вырастает из торжественной одописи Ломоносова. Итак, все более конкретно определяются общность и различия между Ломоносовым и Пушкиным. Самоопределясь, и Ломоносов и Пушкин ищут, прежде всего, отношений целостности, гармонии, согласия и взаимозависимости с миром. Ломоносов ощущает себя героем, титаном, заботящимся о государстве и народе и преодолевающем все препятствия на своем пути. Пушкин ищет разрешения противоречий между личностью и властью, личностью и народом, между властью и народом. И убеждение в возможности преодоления всех препятствий и разрешения всех противоречий им давала вера в Разум и Просвещение. “Ломоносов, - по словам Пушкина, - был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения” (3, VII, 277). Подобная же историческая роль выпала и Пушкину. Лейтмотивом творчества Ломоносова становится тема “премудрости”. Для Ломоносова “премудрость” - понятие емкое. Оно охватывает как сферу природы, так и сферу человеческого общества. Это находит выражение в теме разумного совершенства природы: “Господь творения начало премудростию положил” (4, 197) и разумного устройства общества: “Цветут во славе мною царства» (премудростию, - Н.Б.). И пишут правый суд цари (4, 180). “Правый” же суд могут вершить только цари - “премудрые герои”. И в похвальных одах и надписях Петр, Елизавета и Екатерина получают этот эпитет. Премудрая Елизавета, На отческий престол восшед, Движеньем высшего совета, Блюла отечество от бед. (4,177)
Премудрость нужна любому человеку, чтобы выстоять в жизненной борьбе.
Вотще готовит Гнев Юноны Энею смерть среди валов. Премудрость! Чрез твои законы Он выше рока и богов (4, 459). К олицетворенной “премудрости” обращается поэт, когда создает поэму о Петре: К тебе я вопию, премудрость бесконечна, Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна И полон ревности спешит в восторге дух Петра Великого гласить вселенной в слух (4, 299)
В юности Пушкин вслед Радищеву “восславил свободу” и обличал “самовластие”, но политические события в России и во всей Европе (разгром национально-освободительных движений, торжество реакций) побудили поэта горько усомниться в надеждах на быстрый восход “звезды пленительного счастья” - торжества свободы над “самовластием” ... (7, 126), а “крушение восстания декабристов, наглядно обнаружило, что путь Радищева, путь революционной борьбы с самодержавно-крепостническим строем в данной ситуации не мог привести к успеху” (7, 203). Пушкину начинает казаться более оправдывающим себя в этих исторических условиях другой путь - путь Ломоносова, путь воздействия на монархов средствами художественного слова, их “просвещением” (7, 203). В 1830 г. Пушкин создает великолепную поэтическую картину в античном стиле, посвященную Ломоносову: Отрок Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря: Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Мрежи иные тебя ожидают, иные работы: Будешь умы уловлять, будешь помощник царям. (3, 181)
В 1826 году после разгрома декабристов поэт обращается к Николаю I со стихотворением “Cтансы”, в котором ломоносовский образ Петра “строителя, плавателя, в полях, в морях Героя“ предлагает в качестве примера для подражания. Мечты Ломоносова о прогрессе науки, воплощенные в лирических строках “Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”, “Вечернего” и “Утреннего” “размышлений о божием величестве”, “Письма о пользе стекла” - сконцентрировались у Пушкина в пятистишие: О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. (3, 161) Как для Ломоносова, так и для Пушкина вера в Просвещение в философском плане была верой в силу человеческого разума, силу одновременно познающую, созидающую и гуманную. Пушкин продолжил Ломоносовскую тему “премудрости бесконечной”, сложив гимн “солнцу бессмертному ума”: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! “Вакхическая песня”. 1825 (2, 269) Итак, положительным началом жизни, на котором основывался исторический оптимизм Ломоносова и Пушкина, была способность человека к познанию и созиданию, направленная на благо самого человека, на общее благо. И потому не случайным и глубоко знаменательным является совпадение мотива приветствия, которое посылают Ломоносов и Пушкин идущему им вслед молодому поколению. В посвящении к поэме “Петр Великий” Ломоносов, имея в виду не только создание поэмы, но и всю свою просветительскую деятельность, писал: И если в поле сем прекрасном и широком Преторжется мой век недоброхотным роком, Цветущим младостью останется умам, Что мной проложенным последуют стопам. (4, 298) Ломоносов мечтал о том, что “цветущим младостью останется умам” его дело, дело просвещения России и был убежден, что за ним последуют молодые поколения. Пушкин в своем приветствии будущему - стихотворении “...Вновь я посетил” “образом молодой зеленеющей рощицы” выражает “вечное движение жизни, ее развитие” (8, 360). И также говорит о преемственности, о нерасторжимой связи поколений. Ломоносов и Пушкин были гениями. И опять воспользуемся определением Вячеслава Иванова: “Не есть ли гений, прежде всего, - ясновидение возможного? И не кажется ли наиболее гениальным тот, кто наиболее у себя дома в мире возможностей?” (11, 73). Ломоносов в лирическом восторге видел могучую и прекрасную Россию. Пушкин с “лелеющей душу гуманностью” (Белинский) воспроизводил русского человека и русскую жизнь и сам предстал при этом “всечеловеком” (Достоевский), “русским человеком в его развитии” (Гоголь), а все его творчество стало по словам проницательного русского критика В.В. Розанова “какой-то странной вечностью”(12, 372), “царством небесным” (Там же, 514). Гениальное начало и гениальный конец эпохи. Восторженная мечта, в которой жизнь еще не конкретизирована, и вся полнота жизни - “странная вечность”. Пожалуй, главное, что было в творчестве Ломоносова и что нашло замечательное развитие в творчестве Пушкина - это наличие правильно поставленных вопросов и отсутствие окончательных ответов, открытая перспектива. ( “Оставь, смущенный дух, смятение сует и представляй себе благополучным свет”, “Не сходства чудны вдруг и сходства вижу я. Умнее кто из вас, другой будь в том судья”). Они видят и воспроизводят в творчестве реальные жизненные противоречия и понимают, что истина в развитии и взаимодействии противоположных сил. Они утверждают необходимость исторического действия, исполненного понимания другого, понимания “не я”. У Пушкина произошло, говоря словами философа, детальное дифференцирование “я” и “не я”. Содержание проблем у него стало более исторически-конкретным. Но Ломоносов закладывал основы, и многие вопросы были им поставлены, и ответ был у него и у Пушкина по сути один. Он заключался в творческом историческом диалоге “я” и “не я”, раскрывающем человека во всем богатстве его человечности. Гуманизм Ломоносова и Пушкина не был основан на “отъединенном индивидуализме”. Миф о всесильном человеческом разуме дополнялся сознанием существования бога. Я долго размышлял и долго был в сомненье, Что есть ли на земле от высоты смотренье, Или по слепоте без ряду все течет, И промыслу с небес во всей вселенной нет. Однако, посмотрев светил небесных стройность Земли, морей и рек доброту и пристойность, Премену дней, ночей, явления луны, Признал, что божеской мы силой созданы. (4, 695) Это стихотворение Ломоносов написал в конце своей жизни, в 1761 году. Он действительно долго размышлял на эту тему. Открытия ценности человеческой личности эпохи Возрождения и могущества человеческого разума эпохи Просвещения не могли вытеснить из его сознания ценности традиционной древнерусской культуры, Православия, христианства. Бог всегда оставался для него мерилом высшей нравственной истины. Господи, кто обитает в светлом доме выше звезд? Кто с тобою населяет Верх священных горних мест? Тот, кто ходит непорочно, Правду завсегда хранит, И нелестным сердцем точно, Как устами говорит. (1, 158)
И для Пушкина также. И не случайно в его творчестве возник мотив светлого дома в соседстве с богом, куда стремилась его душа. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне!.. Монастырь на Казбеке. (3, 141)
Под влиянием христианства было понимание относительности достижений человеческого Разума у Ломоносова и Пушкина и, самое главное, понимание своей жизни как служения высшему благу: Родине, народу, истине. Понимание необходимости жертвы и подвига. И Ломоносов и Пушкин совершили подвиг приятия, а не отрицания жизни. Что же помогало им совершить этот подвиг? Вынести все тяготы борьбы за просвещение России Ломоносову помогала любовь к родине и верность прогрессивным традициям: “За то терплю, - писал он, - что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство” (VIII, 120) О трагедии ранней утраты преобразователя России Ломоносов писал: Безгласна видя на одре Защитника, отца, героя, Рыдали россы о Петре... ....................................... Земля казалася пуста: Взглянуть на небо - не сияет, Взглянуть на реки не текут, И гор высокость оседает: Натуры всей пресекся труд. (4, 170)
Пушкину близка жизненная позиция Ломоносова. Для него также стойкость человека, его способность противостоять враждебным обстоятельствам находят опору в любви к родине. И, по-видимому, не случайно, создавая стихотворение “Два чувства дивно близки нам ...” он опирается на опыт Ломоносова и его образность. Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. (3, 468) “Самостоянье” человека должно быть основано не на отрицании зла, а на любви к добру, к лучшему в народе и его истории. В окончательном варианте этого стихотворения вторая строфа заменена, и появляются строки, почти буквально совпадающие со стихами Ломоносова, выражавшими чувства, которые испытали “россы”, “безгласна видя на одре защитника, отца, героя”: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва Как ........................пустыня и как алтарь без божества. (3, 378) У Ломоносова “земля казалася пуста”, “мертва”, когда умер Петр I, когда оставил землю, Россию, ее защитник, отец, герой. Народ, россы потеряли своего героя, свою связь с небом, и потому земля казалася “пуста”, “мертва”, ее оставило “небо”. Для Пушкина земля становится “мертва”, как “пустыня”, как алтарь без божества, если человек (народ) утратит любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам, утратит связь с Родиной и родной историей, с лучшим в них. Такова преданность прошлому и забота о будущем Ломоносова и Пушкина, таково их "Да!" жизни. И у Ломоносова, и у Пушкина дружеская лирика - это лирика глубокой человеческой привязанности, в которой неразделимы забота о друге, сочувствие ему, и потребность в его помощи и поддержке, и все это на основе духовной близости, единства идеалов служения Родине. “Для пользы общества, коль радостно трудиться!” - восклицает Ломоносов, обращаясь к “рачителю и другу”. “Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы”, - призывает друга Пушкин. Представления о личном счастье Ломоносова и Пушкина оказались также почти дословно совпадающими. Ломоносов еще в юности не случайно избрал для учебного перевода на русский язык оду французского просветителя Фенелона, оппозиционно настроенного к абсолютистскому режиму Людовика XVI. Лирический герой этой оды восклицал: Прочь, фортуна, прочь спесива и твоя вся мудрость лжива, Ни во что вменяю свет, (4, 419) и удалялся от волнений света на лоно природы, в “тихий уголок”.
Примерял на себя этот идеал и молодой Пушкин: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой: я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную подругу размышленья...(1, 359)
Но каждый из них выбрал другой путь - путь верности своему призванию, своей роли духовного лидера эпохи - путь жизненного и творческого подвига. Хотя для себя лично каждый хотел только одного:
Ломоносов: По мне, хотя б руно златое, Я мог, как Язон, получить, То музам для житья в покое, Не усомнился б подарить. “Ода ... Елизавете Петровне ... 1761 года”
Пушкин: На свете счастья нет, но есть покой и воля Давно завидная мечтается мне доля - Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. (3, 278)
Но... как поэтически гениально, коротко и всеобъемлюще сформулировал Пушкин: “Цель художества - есть идеал”. И это поразительным образом совпадает с пониманием смысла человеческого существования русского философа, подведшего итоги развития мировой и русской гуманистической культуры в конце XX века: “Мое жизненное кредо, - писал А.Ф. Лосев, - заключается в том, чтобы любыми средствами, пусть относительными и ограниченными, осуществлять идеал свободного человеческого благоденствия”(13, 282). Но “в процессе становления жизни могут возникнуть не только синтез необходимости и свободы, но и конфликты. Поэтому достижение жизненного идеала практически весьма часто оказывается подвигом” (Там же, 280). Таким подвигом была жизнь и творческая деятельность Ломоносова, таким подвигом была жизнь и творчество Пушкина. И каждый из них понимал свое назначение и свою роль, свои заслуги и свое право на память потомков. И об этом они сказали: Ломоносов, когда перевел “Памятник” Горация: Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски и первому звенеть Алцейской лирой, Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. (4, 271)
Пушкин в своем “Памятнике”: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. (3, 373)
Но им казалось, что у них есть еще одно право. Ученый, просветитель, государственный деятель и поэт, Ломоносов чувствовал свое право на помощь и защиту от врагов, о котором сказал в переложении псалма 143: Благословен господь мой Бог, Мою десницу укрепивый И персты в брани научивый Сотреть врагов взнесенный рог. ...................................................... Избавь меня от хищных рук и от чужих народов власти: Рука их в нас наводит лук...
Но поэт ясно отдавал себе отчет, что надежда на помощь и защиту далеко не всегда оправдывается: Никто не уповай во веки На тщетну власть Князей земных: Их те ж родили человеки, И нет спасения от них, - писал он в переложении псалма 145. То, что только наметилось в судьбе Ломоносова, то в полной мере воплотилось в судьбе Пушкина. Его “объял чужой народ”, “лук” был “наведен”. И “князья земные” не спасли. А он мужественно понес свой крест и простил убийцу. Пушкин вобрал в себя всю предшествующую западноевропейскую и русскую культуру, он достиг совершенства в творчестве и в развитии своей личности. И эта совершеннейшая, благороднейшая, понявшая свою готовность быть с богом личность (“Туда б в заоблачную келью, в соседство бога скрыться мне!..” 3, 141), раскрывшись в творчестве, страдала от неполноты своего осуществления в реальной жизни. Все осознав и все просветив светом своего гения и обретя счастье совершенства в творчестве, Пушкин желал осуществления этого совершенства и в обычной, и прежде всего семейной жизни. Его жена, “чистейшей прелести чистейший образец”, должна была стать мадонной, идеалом. Его отношение к ней, к друзьям мерялось идеалами. Но совершенное счастье в жизни возможно, только если в ответ получаешь то же совершенное великодушие, ту же совершенную любовь. И он ее получил ценой своего творческого подвига, ценой своей гибели. Любовь, которую нес народ к его гробу, любовь, которую испытывают потомки к нему, оказалась достойным откликом на любовь и совершенство, раскрывшиеся в его творчестве. Целебное воздействие, счастье, которое испытывает человек, обращаясь к творчеству Пушкина, и стали осуществлением гениальной личности Пушкина в жизни. Ответом на любовь, глубину мыслей, благородство чувств гения стала любовь всех - народа, человечества - в их бесконечном историческом развитии. Только она могла сравниться в силе и совершенстве с любовью гения. И понимание необходимости и неизбежности такой любви предварил также Ломоносов: “Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют” (X, 357). И как знаменательно, что Ломоносов употребил здесь на месте современного слова любовь древний народный синоним жалость. Ломоносов и Пушкин осуществили себя в культуре страны в короткий период их исторической жизни на земле. Они сказали свое слово в диалоге гения и человечества. Ответ, который предполагает жизнь, осуществление в ней счастья и совершенства идет к ним века. Поэтому нельзя согласиться с Бердяевым, что культура великая неудачница в жизни. Это справедливо по видимости только для очень коротких периодов, но не верно, по сути, для всей жизни человечества. Жизнь Ломоносова и Пушкина в веках - реальнейшая жизнь, полная восторга, духовных прозрений, тепла любви, совершенства красоты, испытываемых их потомками, когда они обращаются к их творчеству. То же можно сказать об эпохе, которую они выражали. Свет ее веры, ее оптимизма будет всегда с нами в самые тяжелые периоды нашей истории. Ни одна эпоха в развитии культуры не исчезает бесследно в истории человечества. И эпоха от Ломоносова до Пушкина освещает нашу жизнь до сих пор и будет светить всегда, и не только из дали истории, но и жить с нами и в нас. Итак, роль гения, великого человека, героя видящего перед собой ясную цель, служащего идеалу и совершающего во имя его подвиг, - порождала общность положения Ломоносова и Пушкина в обществе и общность, часто дословную, их поэтических тем. Отличие же состояло в том, что Ломоносов - это начало, первый гениальный поэт и великий человек эпохи, начавшей в России Новое время и бывшей для нее и эпохой Возрождения и эпохой Просвещения, а Пушкин - завершение, последний гениальный поэт и великий человек этой эпохи.
1. Собрание разных сочинений в стихах и прозе господина коллежского советника и профессора Михаила Ломоносова. Кн. Первая. М., 1757. 2. Ломоносов М. В. Полн. Собр. Соч.: В 10 т. М.; Л., 1950. Далее ссылки на это издание в тексте с указанием тома и страниц. 3. Пушкин А. С. Собр. Соч.: В 10 т. М., 1962 . Далее ссылки на это издание с указанием тома (арабскими цифрами) и страниц. 4. Ломоносов М.В. Сочинения. Т. 8. М.;Л., 1948. 5. Белинский В.Г. Собр. Соч. В 3 т. Т. 1.М., 1948. 6. Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка // Его же. Литературная критика. М., 1981. 7. Благой Д.Д. Диалектика литературной преемственности // Его же. От Кантемира до наших дней. В 2-х т. 2-е изд. М., 1979. Т.1. С. 247-269. 8. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. 2-е изд. М., 1974. 9. Вяземский П.А. Из книги “Фон-Визин” // Его же. Эстетика и литературная критика. М., 1984. 10. Уткина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. К 275-летию со дня рождения. М., 1990. 11. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.,1994. 12. Розанов В.В. Сочинения. М.,1990. 13. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. 14. Лосев А.Ф. Жизнь. Повести. Рассказы. Письма. Спб., 1993. 15. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Его же. Из ранних произведений. М., 1990.
|
|