|
К 147-й годовщине со дня рождения Александры Коллонтай - 2019.03.31 Автор: А.Артузов
Этой женщине абсолютно зря приписывали и продолжают приписывать так называемую "теорию стакана воды", согласно которой из любви, брака и семьи выбрасывалось понятие брака и семьи, а любовь сводилась к инстинктивной сексуальной потребности. Такие взгляды распространились в первые годы советской власти и были лишь отголоском той всеобщей свободы, которая распространилась в бывшей империи сначала после Февраля, а затем и после Октября 1917 года. Понятно, что Александра Михайловна Коллонтай была феминисткой, причем профессионально занималась этим вопросом задолго до Революции, вполне обосновано считая, что у обоих полов должны быть равные права на политическую, экономическую, социальную и личную свободу. Вопрос тонкий и хотя бы поэтому "Валькирия революции", как ее называли недоброжелатели, не опускалась до примитивизации интимных отношений. Известно, что семья является надстройкой над экономическим базисом, а семейное хозяйство по мысли Энгельса после социалистической революции должно стать частью общественного труда, а уход за детьми и их воспитание - общественным делом. Что собственно и пропагандировала первый нарком госпризрения (соцобеспечения) в первом Советском правительстве и позднее. Марксистской позиции по семье придерживался и Ленин. В воспоминаниях Клары Цеткин есть момент, когда им был поднят вопрос о том так называемом "стакане воды". "Отношения между полами не являются просто выражением игры между общественной экономикой и физической потребностью. <...> "Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?" <...> "Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой "марксизм". Понятно же, что и Александра Коллонтай также не призывала пить воду из лужи и совокупляться кучей малой. Была ли она страстной женщиной? Этого мало, чтобы ответить утвердительно. Годы борьбы за равные права и против сексизма сделали ее женщиной свободной в выборе предметов своей любовной страсти. В ее личной жизни был хоть и не десяток мужчин, но с четырьмя из них она делила свой личный кров. С одним из них она "делила" и должности в Совнаркоме, когда Павел Дыбенко был в нем наркомом по морским делам. Не раз она приходила к нему на спасение его жизни. Их любовь была почти что открытой, о которой знали вожди революции. Да они оба и сами были вождями Октябрьской революции, принимали в ней самое непосредственное участие. После нее любовь их захватила так, что оба стали почти живой легендой. Был случай. В конце 1917 года Коллонтай и Павел Дыбенко не явились на одно из важных совещаний (влюбленные уехали в Крым, позабыв о делах), Лев Троцкий, расценив этот поступок как дезертирство, потребовал чуть ли не высшей меры наказания. Сталин занял индифферентную позицию: "Это их дело". А Ленин свел всё к шутке: "Считаю расстрел... недостаточным наказанием. Предлагаю приговорить их к верности друг другу в течение пяти лет". Все засмеялись, и инцидент был исчерпан... Александра Михайловна Коллонтай прожила удивительную насыщенную жизнь полезного новому обществу гражданина. Была, как известно и дипломатом, послами в Мексике и Норвегии. Еще в 1922 году написала рассказы о будущем. В одном из них, "Скоро", написано: "Идет 1970 год: нет ни богатых, ни бедных, во всем мире победил коммунизм, слово "война" забыто, рабочий день – два часа. Грациозные девушки с косами и беззаботные юноши в живописных одеждах. "Живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети - в "Дворцах ребенка", юноши и девочки-подростки — в веселых домиках, окруженных садами, взрослые - в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики - в "Доме отдохновения. В том же рассказе она обращается к юному поколению: "Дети, если бы не мы, не наша стойкая вера в торжество коммунизма, не наша упорная, ожесточенная борьба с капитализмом, с врагами трудящихся, - никогда не знать бы вам счастья всеобщей организованности и радости свободного, творческого труда!" Жизнь - в борьбе, в вечно мятежном искании - не в достижении!.. С днем рождения, Александра Михайловна Коллонтай! 31 марта 1872 - 9 марта 1952.
|
|