Забавный разговор у меня сегодня состоялся с американской режиссёром (режиссёркой) сингапурского происхождения Юнис Лау, автором (авторкой) остропроблемного документального фильма "Принять вызов". Кстати, спасибо кинофестивалю ДОКер за возможность дистанционно пообщаться с любым автором фильмов (даже с иранским режиссёром с грехом пополам пообщались - зум как-то странно работал в одну сторону, мы иранца слышали, а он нас нет, мы ему писали вопросы смс-ками на телефон).
Юнис Лау снимает социальное кино, много ездит по горячим точкам, в 2012 году в разгар гражданской войны в Сомали снимала в самом пекле, всерьёз прониклась сомалийской темой и судьбой сомалийцев, разбежавшихся от войны по всему миру. Краткое содержание фильма "Принять вызов": сомалиец Юсуф бежал из Сомали в американский Миннеаполис, его семеро детей уже американцы, все родились в США. Юсуф - из семьи приверженцев суфийского ислама, но уже в Штатах его жена и старшие дети сблизились с вахаббитами, попали под их влияние, в результате чего семья распалась, Юсуф развёлся с женой, но детям уделяет практически всё свободное время. Беда одна не приходит: старший сын Юсуфа, 19-летний Закария, примкнул к ячейке "Исламского Государства" и был арестован при попытке выехать в Сирию. Половина экранного времени - душераздирающие телефонного разговоры Юсуфа с отбывающим 10-летний тюремный срок сыном ("Я очень обрадовался его аресту, - говорит отец. - Лучше отсидеть десять лет и выйти на свободу с чистой совестью, чем примкнуть к террористам и убийцам и сгинуть не пойми где не пойми за что"). Другая половина хронометража - рефлексия самого героя, мучительные размышления о трудных вопросах бытия, судьбе сомалийской общины (сомалийское коммьюнити в Миннеаполисе - крупнейшее в США), попытки Юсуфа увещевать вахаббитов возле их мечети (отчаянные, но совершенно бесполезные) и беседы с сотрудником ФБР, который вёл дело Закарии и его сообщников по террористической группе.
Именно эти беседы с ФБР-овцем меня удивили и сподвигли на уточняющие вопросы режиссёру. ФБР-овец, который был внедрён в группу сомалийских парней, работал информатором и в конечном итоге довёл дело до ареста всей группы, весь фильм охотно общается с несчастным отцом на нейтральной территории (судя по всему, в квартире самого Юсуфа, в каких-то кафешках), рассказывает ему детали уголовного дела и своей оперативной работы, показывает ему фотографии и видеозаписи из материалов дела. Я спросила режиссёра Юнис Лау - а обычная ли это практика для США, когда сотрудники ФБР откровенничают с семьями арестованных ими же граждан? У нас сотрудники спецслужб на такие контакты, как правило, не идут (если только это не продиктовано рабочей необходимостью), да и вообще наши спецслужбы очень закрытые, с прессой их сотрудники общаются крайне редко, неохотно и только по специальному разрешению руководства спецслужбы (даже спецслужбисты, ушедшие на пенсию и давно отошедшие от дел). Я спросила Юнис, испытывала ли она какие-то трудности при съёмках действующего сотрудника ФБР, нужно ли было заручиться таким разрешением и вообще было ли его участие в фильме проблематичным.
"Нет, никаких проблем! - весело ответила Юнис. - Он сам очень хотел сняться в картине, никаких проблем это не вызвало, во всём шёл нам навстречу. Да и с Юсуфом общался по собственной инициативе, очень коммуникабельный, открытый, сострадающий человек! Правда, потом у него в квартире почему-то был обыск, нашли марихуану.... хотя он её не употреблял никогда, непонятно.... но, в общем, сейчас у него всё нормально, он уже на свободе!"
Очень, очень лучезарная режиссёр Юнис Лау:). Наверно, такими и должны быть социальные документалисты.