Сергей Черняховский: Одна страна - две нации -
2004.05.24
Неопределенность рассматриваемого понятия как минимум двояка. С одной стороны, чей это интерес? С другой по поводу чего интерес? То ли это некий интерес, объединяющий более-менее широкую общность, нацию, как бы мы ее ни определяли, то ли интерес по поводу становления той нации, которая еще не сформировалась.
Как только мы ставим эти вопросы, мы, волей или неволей, вынуждены обращаться к тем или иным примерам использования термина. И тогда оказывается, что чаще всего речь идет не столько о некоем объединяющем интересе, сколько об интересе разъединяющем. Задумаемся, есть ли общее начало в использовании этого понятия в риторике Великой Французской революции и в риторике лидеров Соединенных Штатов нашего столетия? Наверное, есть, и эта общность именно в разъединении интереса данной нации или государства с интересами иных наций или государств. Однако национальный интерес имел в истории и объединяющий смысл: говоря о наличии общего интереса у нации, деятели европейских буржуазных революций противопоставляли единство ее интересов более узким интересам дворянства или государственной верхушки, узурпировавшим политические права и не допускавшим до управления государством низшие сословия. Возглас "Да здравствует нация!" означал не отрицание "долой иные нации" , он означал "долой аристократов" с известным продолжением "Ca ira!"
В ином, условно говоря, разъединяющем случае использования интересующего нас понятия оно скрывало за собой примерно такую декларацию "национальные интересы это интересы НАШЕЙ нации, НАШЕЙ страны!" с подразумеваемым окончанием "И вам представителям других наций здесь делать нечего!" Об интересе какой бы нации ни шла речь, употребление этого выражения означало отрицание иных интересов. Впрочем, те же констатации характерны и для сопоставимых понятий "интересы государства" и "общественные интересы". Концепт "государственные интересы" допускает аналогичное разделение по двум азимутам: в первом делается акцент на то, что "государственные интересы" это "интересы нашего, а не вашего государства", а вовтором, что это "интересы государства, а не гражданского общества, отдельных граждан или отдельного региона и т.д."; при употреблении понятия "общественные интересы" молчаливо подразумевается, что речь идет об "интересах всего общества", а не о частных или личных интересах. Разница всех вышеперечисленных понятий заключается не в том, интерес какого субъекта утверждается, а в том, интерес какого субъекта отрицается: все эти термины потенциально парные и лишь характерная для политического языка двусмысленность требует умалчивать о второй половине фразы (которая читается партиципантом и упускается из виду массовкой), создавая иллюзию единства для тех, кого в данный момент политическому субъекту необходимо мобилизовать на те или иные действия и воодушевить в борьбе с противником. Только добавим, что противник этот, как правило, оказывается действительным врагом только названного политического субъекта, а не мобилизованных им с помощью подобных деклараций сограждан.
Поэтому есть основания утверждать, что интерес, в основе которого лежит разделение людей на антагонистические группы в частности, национальный интерес, объективен для того, кто использует этот лозунг, но в большинстве случаев иллюзорен для тех, к кому он обращен. Это не исключает его временной или условной объективности и для них, которая, однако, лишь скрывает его будущую безусловную иллюзорность: единство французской нации в борьбе с аристократией моментально исчезло, как только головы аристократов слетели с плеч; чтобы восстановить уже очевидно иллюзорное единство интересов, потребовалось противопоставить их интересам других, впрочем, к тому времени еще не сформировавшихся европейских наций.
Итак, вернемся к первоначальному вопросу: кто выступает субъектом национального интереса или что собственно мы считаем нацией. Является ли нация общностью людей, связанных этническим происхождением, кровью и культурой, или представителей нации объединяет единство образа жизни, обусловленное экономическими интересами? Иначе говоря, необходимо выбрать одну из двух традиции определения наций: германскую ( причисляющую к немцам тех людей, в чьих жилах течет германская кровь) или франко-американскую (причисляющую к французам тех, кто живет во Франции, а к американцам соответственно тех, кто живет в Америке). Кстати, последняя версия в основном совпадает с известным сталинским определением нации как общности историко-культурной, территориальной, государственно-политической, экономической. Эту трактовку нации можно несколько уточнить, определив данный феномен как единство социально-экономического, культурного и геополитического факторов, вынеся за скобки фактор конфессиональный, точнее, рассматривая его лишь как элемент культурного.
Источником межнациональных и межгосударственных коллизий в международной политике в конечном счете является борьба за обладание ресурсами. Это, впрочем, не исключает коллизий, связанных с защитой целостности смысловых полей в тех случаях, когда они исторически обладают особой значимостью для наций и государств, что, прежде всего, характерно для полиэтнических образований. Тем не менее, в большинстве случаев к понятию "национальный интерес" прибегают лишь тогда, когда хотят оформить или затушевать некие иные, значительно более определенные интересы борьбу третьего сословия против двух первых, экспансию капитала или просто господство имущих классов.
Конечно же, современное обращение к идее "национального интереса" глубоко рационально. Вопрос только в том, для кого оно рационально. Те субъекты, которые выдвигают данный лозунг, безусловно, преследуют реальные, а не мифически-этнические интересы. Другое дело, чьи интересы при этом отстаиваются личные, корпоративные или общенародные. Надо обладать абсолютной политической наивностью, чтобы полагать, что правительство Дудаева-Яндарбиева, взывавшее к "национальным интересам Ичкерии", руководствовалось интересами всех чеченцев, а не контролирующих нефть полумафиозных кланов и групп, заинтересованных только в том или ином решении проблемы нового газопровода. Однако вера в то, что формирования П. Грачева, входя в Чечню, были движимы стремлением защитить интересы всех россиян, а не Газпрома и групп, озабоченных ровно тем же судьбой чеченской нефти, также предполагает полную потерю политической проницательности. Иначе непонятно, почему эти войска не вошли на территорию славянской Украины и православной Грузии, а завязли в тюрко-мусульманской Чечне. Кстати, "Полис" не раз писал о том, что этнократические лозунги периода раздела СССР были лишь средствами борьбы за власть местных элит, подчас не вполне идентифицируемых с титульными этносами.
Вообще, из-за "неправильного" понимания общенациональных интересов войны не ведутся, а государства не разделяются. Другой вопрос, что некие интересы могут быть противоположны интересам того государства, которое они разрушают, но при этом группы, которые оказываются виновны в таком разрушении, руководствуются "правильным" пониманием своих интересов. Российская интеллектуальная элита 199091 гг. абсолютно правильно сознавала стоящий перед ней выбор: мобилизационный рывок страны в постиндустриальное общество XXI в., чреватый для нее снижением уровня материального благополучия и утратой исключительного, едва ли не привилегированного общественного положения, или разрушение государства и сохранение элитарной исключительности. С точки зрения своих групповых интересов она сделала правильный выбор, заплатив разрушением государства за сохранение собственной элитарности и бесконтрольного поведения. Другой вопрос, что, сделав это, она предала класс, элитой которого являлась интеллигенцию в целом, которая более других пострадала в результате известных политических и экономических авантюр, т.е. высший средний класс предал средний класс в целом, но это предательство было следствием не неправильного понимания интересов, а их действительного несовпадения.
На относительно частном примере войны в Чечне легко убедиться, что различение "законных национальных интересов" и "незаконных национальных притязаний" более чем условно. Собственно, о каком законе мы говорим? Если о законе юридическом, законе как составной части права, то законным является то, что провозглашает таковым государство. Тогда "законна" любая аннексия, если в распоряжении осуществляющих ее государственных деятелей есть более или менее квалифицированные юристы. Я не говорю уже о юридически однозначных ситуациях, подобных абсолютно "законному" с правовой точки зрения "воссоединению Ирака и Кувейта" или абсолютно "незаконным" Беловежским соглашениям. Кто в 1991 г. представлял закон в Литовской ССР Бичкаускас или Ландсбергис? На каком основании считается, что нацию тогда представлял второй, а не первый? Может быть, мы говорим о законе, имея в виду принципы и нормы международного права? Однако, вспомним, что стало с Потсдамскими и Ялтинскими соглашениями. Или зададимся резонным вопросом, соответствуют ли нормам международного права агрессия третьих стран в Югославии, американская интервенция в Ирак?
К сожалению, национальные интересы ограничивают не законы и не нравственные императивы их ограничивают балансы сил. Сила государства в современном мире, разумеется, уже не сводится к количеству танков, ракет и спецназовцев: ее образуют и уровень экономики, и владение политическими технологиями, и нравственное состояние наций, но это уже вопрос о том, что такое сила, а не о том, что кроме силы способно реально ее ограничить.
Тем не менее применительно к современной политической ситуации на территории СССР понятие "национального интереса" и впрямь обретает рациональное, объединительное значение, в ряде черт близкое тому, которое оно имело в эпоху борьбы третьего сословия с аристократией. Действительно, должны ли мы придерживаться известных мифологем, согласно которым в СССР было 15 наций, оформленных в союзные республики и соответственно имеющих право на самоопределение вплоть до отделения, и энное количество народностей, оформленных в автономные республики, автономные области, национальные округа и т.п., такими правами не обладающих? Разве в Татарстане проживали только татары, в Казахстане только казахи, а русские были сосредоточены исключительно в России и т.д.? Разве каждая союзная республика представляла единство людей, объединенных исторической территорией, особым языком, особой культурой, особой экономикой? Или все-таки за период существования союзного государства сложилась идентификация подавляющего большинства живущих в нем людей с одной территорией, одним государственным субъектом с общей для всех историей, единым языком межнационального общения и единой экономикой? А если так, то не пора ли задаться вопросом, не возникла ли в стране новая, условно говоря, "советская нация" не в смысле "нации сторонников советской власти", а в смысле нации, образующей народ страны под названием Советский Союз? Разумеется, признание данного факта не отменяет того обстоятельства, что часть исторических этносов не полностью интегрировалась в новую нацию и что сама она безусловно была полиэтнической, впрочем, как и американцы или нынешние "россияне".
Если дело обстоит именно так, то не имела и не имеет ли данная советская нация право на самоопределение, право иметь собственное государство в границах своего исторического проживания, т.е. в границах СССР, предоставив, разумеется, неассимилировавшимся этносам нормальную культурно-национальную автономию? Подчеркиваю, речь идет не об отрицании права наций на самоопределение, а о его признании и утверждении, но применительно к реальной нации, а не к мифическим. И не стоит ли перед нами проблема осознания интересов советского национального единства, которые следует противопоставить, с одной стороны, интересам современных "первых сословий", с другой интересам этнократических режимов, с третьей "национальным интересам" тех государств, которые заинтересованы в том, чтобы единого государства на территории СССР не существовало и, соответственно, в том, чтобы в мире не появилась технотронная сверхдержава? Подчеркиваю, что в данном случае я ставлю этот вопрос не в политико-идеологическом, а именно в научно-теоретическом плане. Ведь именно старые мифологемы о 15 нациях придали видимость легитимности разделу Союза региональными элитами. Страна разделилась не столько по причине отрицания старых мифов, сколько изза некритичного следования им. Но если эти мифы действительно отринуть, исчезнет и единственное обоснование целесообразности раздела и его законности.
Здесь мы должны ответить себе, не вдаваясь в теоретический спор по данной гипотезе, допустимо ли говорить о более-менее единой отечественной нации? Являются ли одной нацией те, кто идентифицирует себя с территорией СССР, и те, кто идентифицирует себя с территорией РФ? Принадлежат ли к одной нации те, кто считает Февраль 1917 г. крушением традиционной России, те, кто считает таковым Октябрь, и те, кто рассматривает последний как начало новой мировой эры? Те, для кого трехцветный флаг символ демократии, а красный тоталитаризма, и те, для кого красный символ свободы и мечты, а трехцветный флаг армии Власова, т.е. символ предательства и фашизма? Те, кто считает себя гражданами СССР, и те, кто считает себя гражданами РФ? Те, для кого рынок условие цивилизованной экономики, и те, для кого он признак неизжитого варварства? Те, кто выиграл от политики последних лет, и те, кто проиграл?
В настоящее время интересы россиян политически соотносимы с разной территорией, с разной историей, культурой, разными экономическими интересами. В Соединенных Штатах избиратель-демократ может уважать президентареспубликанца вступив в должность, американский президент становится символом всей нации, а не только своей партии. Президент-коммунист и президент-демократ в России никогда не окажутся равно почитаемыми они тоже не будут символами партий, каждый из них окажется символом своей нации, своего государства. На этом фоне призывы к национальному примирению, хотя и понятны, но, увы, бесполезны, ибо они базируются на ложной посылке, что мы имеем дело с расколом нации на самом деле мы имеем дело с разными нациями, разными странами, из которых одна пока находится под властью другой на частично совпадающей территории. Можно, исходя из самых благих пожелании, звать эти нации к примирению, можно в течение какого-то времени удерживать их от прямой силовой конфронтации, тем не менее не то, что помирить, но и примирить их нельзя. У них разные национальные интересы кровь и ненависть разделяет их, и эту кровь, и эту ненависть не скроешь ни за каким парламентским регламентом.
Черняховский Сергей Феликсович, профессор Международного независимого эколого-политологического университета.