Лев Сигал: Об истинной направленности "Новой газеты" -
2004.04.25
В профессиональном плане разворот очень грамотно сделан: подборка экспертных мнений, бланк искового заявления и т. д. Однако абсурдность главного тезиса очевидна для любого взрослого (я не говорю даже "умного", "образованного" и т. п.) человека.
Подробно описано, как доказать факт пребывания в "пробке", как обосновать убытки. Но ни слова о том, что должно быть доказано причинение вреда виновными действиями властей. Эдак скоро газета призовёт судиться с Лужковым и Путиным из-за непогоды!
Я не раз задавался вопросом о направленности "Новой газеты". Она, как сейчас модно выражаться, "позиционирует" себя в качестве либеральной, правозащитной и западнической. А на самом деле?
На самом деле это типичное популистское издание. И отличается "Новая" от бульварных газет не так существенно, как ей самой, видимо, кажется. Как и "жёлтая пресса", она апеллирует не к разуму, а к эмоциям.
Если рассуждать о газетах цинично, как о продукции медиа-бизнеса, то "Новая газета" - это состоявшийся проект, весьма успешный бизнес. С чем Муратова и компанию искренне можно поздравить. Газета нашла своего читателя. Её адресат даже не столько брюзжащий советский интеллигент-"злопыхатель", сколько его отпрыски. Молодые журналисты пишут для молодых читателей. Для тех, кто помнит советское прошлое лишь по его последним годам, когда на фоне кризиса и развала экономической системы "реального социализма" работала страстная антикоммунистическая пропаганда.
Во французской Декларации прав человека и гражданина 1793 года написано, что необходимость провозглашения свободы слова, собраний и совести "предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нём". Вот это "живое воспоминание" и предопределяет психологию читательской аудитории "Новой газеты". В голове этих людей, воспринявших ментальность своих родителей, но не осознавших новой реальности, существует миф об универсальной ответственности руководителей государства.
Объективно этот миф не только не является западническим, либеральным и правозащитным, но как раз-таки представляет собой нечто прямо противоположное. Систематически обличая государство с неистовостью русских старообрядцев, "Новая газета" по существу как раз укрепляет консервативный, патриархальный, патерналистский миф о сказочном всемогуществе государства.
В древнем Китае господствовало представление об императорском "небесном мандате". Согласно этому представлению, если в стране засуха, неурожай, эпидемии и прочие бедствия, то это означает, что император утратил милость Неба. В таком случае свержение императора, его убийство, сожжение его дворца - не только право, но и обязанность восставших китайских крестьян. Вот эту старокитайскую идеологию объективно и внедряет в сознание "Новая газета".